Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения"
методическая разработка (6 класс)

Методическая разработка "Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения" М. Пришвин "Кладовая солнца"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формат описания урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора Токмакова Людмила Викторовна
  2. Место работы  муниципальное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя школа»
  3. Должность учитель русского языка и литературы
  4. Класс   6
  5. Предмет      литература
  6. Тема урока М.Пришвин «Кладовая солнца
  7. Место урока в теме и в программе по предмету[1] Произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» входит в список литературы по  внеклассному чтению, изучается в разделе содержания программы «Литература 20 века»

8. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса[2] Ключевая идея урока состоит проблемного вопроса: Каким образом Природа в произведении М.М. Пришвина помогает каждому герою?

Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

- опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.

уметь (сможет продемонстрировать):

  •  анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  • Задавать и отвечать на вопросы- суждения по тексту произведения;  
  •  Определять принадлежность прочитанного текста к литературному жанру;  
  •  Находить необходимую информацию в тексте;  

10. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов[4]: Маршрутный лист с заданиями для обучающихся, в котором  отражен самостоятельный индивидуальный труд - работа со схемой:

                                                               сказка- быль

                                                       ?                 ?

Задание №1

- В чем противоречие?(1б)

Ответ: сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что-  то чудесное и необычное.

Быль – это то, что было на самом деле.

 Задание №2

- Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

  1. Ответ:

 - В повести М.Пришвина от  были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д.

– Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец.

.–Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка.

– Травка находит нового хозяина.

– Рассказ, как и сказка, имеет зачин.

-  Прозвища у ребят сказочные.

– Как и в сказке дети выбирают одну из дорог.

– Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся  на человеческий язык.

 Задание №3

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

  1. Ответ: Чтобы передать чувство любви, восхищение природой. М.Пришвин использует различные словесные образы:

- сравнения (могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы);

олицетворения («деревья стонали и выли», «боролись», «злой ветер»)

- Автор использует говорящие названия лесных мест (Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор, в котором звонко поют птицы);

- Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»;

- Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна;

11.Организационно-педагогические условия проведения урока[5]

Урок получения новых знаний. Всем учащимся выдается индивидуальный рабочий лист с заданиями.

Действия учителя

Действия учеников

Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради по литературе.

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б

              За скорость – 1 б

Актуализация  знаний

«Сундук с сокровищами»

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «в сундуке».

1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца.

2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок,  чашка и т. д.)

3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него

4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке?

  1. -В каком случае данные предметы нужны человеку?
  2. -Сегодня урок-путешествие, так как к кладовой солнца иначе не добраться.
  3. -Назовите тему нашего урока
  4. Слайд№1
  1. Ответы детей
  2. Компас
  3. Ложка
  4. (Ружье)
  5. (Хлеб)
  6. Данные предметы нужны человеку, если он собирается идти в лес.
  7. Тема:     «СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»
  8. ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

Проблемный вопрос:

– Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Предположения учащихся

Предположите, какие основные задачи будут стоять перед нами на уроке.

Озвучивание учителем задач урока:

Сегодня на уроке мы узнаем:

- опорные понятия: сказка- быль, двойной жанр, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения.

  • анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  • задавать и отвечать на вопросы- суждения по тексту произведения;  
  •  определять принадлежность прочитанного текста к литературному жанру;  

 -          находить необходимую информацию в тексте

Озвучивают предположительные задачи на урок.

Изучение новой темы. Маршрутный  лист с заданиями. Самостоятельная работа. 1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)

                              сказка- быль

 

                                  ?                 ?

- В чем противоречие?(1б)

-Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

2.Организация работы в группах (простая кооперация).

Задания группам:

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – Что в произведении сказочного?

2 группа – Что в произведении от были?

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Простая кооперация

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути. Слайд №2

1группа    отправляется  вслед за       Митрашей.

2группа         следует за Настей.

Группы имеют при себе маршрутную схему, на которой обозначены координаты продвижения главных персонажей сказки-были.  

3группа -эксперты- вопросы- суждения

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Сказка – это вымышленный рассказ, в котором изображается что-  то чудесное и необычное.

Быль – это то, что было на самом деле.

- В повести М.Пришвина от  были – историческое время, место, реальные герои – дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы ит.д.

– Есть и элементы сказки: главный из них –благополучный конец.

–Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка.

– Травка находит нового хозяина.

– Рассказ, как и сказка, имеет зачин.

-  Прозвища у ребят сказочные.

– Как и в сказке дети выбирают одну из дорог.

– Природа одухотворена – деревья стонут, рычат, крики птиц переводятся  на человеческий язык.

  1. -Чтобы передать чувство любви, восхищение природой. М.Пришвин использует различные словесные образы (учащиеся приводят примеры художественных средств выразительности)

- сравнения (могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы);

олицетворения («деревья стонали и выли», «боролись», «злой ветер»)

- Автор использует говорящие названия лесных мест (Блудово болото(место, где можно заблудиться); Лежачий камень (плоский); Звонкая борина (сосновый бор, в котором звонко поют птицы);

- Эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь», «неизбывная злоба»;

- Антитеза (собака «выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»; «они впивались сухими сучьями в живые стволы», ель – сосна;

В пунктах остановки героев учащиеся отмечают текстовые подтверждения.

Маршрутная схема

Митраша                                                                               Настя

               

          БЛУДОВО           камень                       БОЛОТО     

Эксперты готовят вопросы – суждения для выступающих

Выступление от групп (сложная кооперация)

Выступление от групп (сложная кооперация)

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

*Группа экспертов может задать выступающей группе по 1-2 вопроса-суждения.

Слово учителя: 

       М.Пришвин говорит  читателю: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

- Что же  включает Пришвин в понятие «сокровища»?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

1 группа Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверен в своей тропе (приводят примеры из текста),

2 группа - о Насте, которую охватывает жадность. Она забывает обо всем, даже о своем брате.

Вопросы экспертов:

-.Почему Митраша все же становится пленником болота?

2.Каким образом  ведет себя Митраша, попав в болото?

3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в такое НЕЗАВИДНОЕ положение,?

4.  Как доказать, что Настя  сталкивается с трудностями в лесу?

5. Чем объяснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства?

6. Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Ответы учащихся:

Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг – вот настоящее, истинное богатство, которым должен обладать человек.

Д/З на выбор

1.Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка – быль «Кладовая солнца»

2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше»?

Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации?

Выполнение дома д/з

Перечень дидактических материалов[6]  Художественная литература. М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Маршрутный лист для обучающегося. Карточка №2 (вопрос – суждение), презентация к теме урока.

Оснащение урока[7]Компьютер, проектор, коробка с предметами


[1]Данный пункт — это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место представляемого урока в теме и в программе по предмету, позволяет проследить связь его содержания с предыдущими и последующими темами и уроками, а также определить динамику формирования знаний, умений и навыков обучающихся.

[2]Ключевая идея урока позволяет сориентировать обучающихся в содержании урока, темы и предмета в целом; ключевая идея помогает сформулировать конкретные учебные цели к уроку и подобрать задания к ним. Ключевая идея формулируется в формате проблемного вопроса. Проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемными являются те вопросы, которые вызывают затруднения у обучающихся, поскольку у них нет заранее готового ответа на эти вопросы. Ответ на проблемные вопросы обучающиеся получают (ищут) самостоятельно в ходе урока.

Признаки проблемного вопроса:

  • открытый — не имеет простого, краткого, быстрого и заранее известного ответа,
  • требует обоснования,
  • дискуссионный,
  • требует мышления на высоких когнитивных уровнях (анализ, дедукция, обобщение, прогнозирование и др.),
  • опирается на ключевые идеи предмета или даже выходит за его рамки.

[3] Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific)  Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable)  Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности обучающегося.

[4] К инструментам, с помощью которых можно проверить достижение запланированных результатов, относятся: устный/письменный опрос, публичное выступление (презентация чего-либо), создание продукта, тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

Критерии/показатели/индикаторы напрямую связаны с теми заданиями, которые даются обучающимся для проверки достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение задания при устном или письменном опросе. Следовательно, вам необходимо привести формулировку самого задания, формат представления ответа на задание (например, таблица, перечень вопросов на которые надо ответить, требования к оформлению текста и т. п.), критерии оценки этого задания (сколько баллов и за что ставится или какая оценка и за что конкретно ставится) + шкалу перевода баллов в отметку (если в критериях обозначены баллы).

[5] Организационно-педагогические условия включают в себя: описание логики проведения урока и организационные моменты, связанные с его проведением и представляются в формате рекомендаций по проведению урока другим педагогом. При описании хода урока (логики его проведения) необходимо последовательно представить деятельность педагога и обучающихся: с чего начинается урок, как разворачивается; какие задания, с какой целью и каким обучающимися даются; какие учебные материалы используются (отбор учебного содержания необходимо проводить в соответствии с целями урока, возрастным особенностями обучающихся, его личностной значимости и практической направленности); какие оргформы, где и с какой целью используются в ходе урока (фронтальная, индивидуальная, групповая работа). Если используется групповая форма работы, необходимо указать основания деления на группы. В ходе описания необходимо отразить где и в каком виде, согласно каким критериям будет проводится оценивание знаний и умений обучающихся (текущий и промежуточный контроль (при наличии) и итоговый контроль, направленный на проверку достижения запланированных вами результатов).

ВАЖНО:

  • обосновать необходимость всех видов работ и заданий в соответствии с их направленностью н достижение запланированных результатов;
  • в ходе описания логики проведения урока делать сноски на конкретные дидактические материалы, которые можно представить в приложении или в виде отдельных файлов; в случае обращения к учебнику необходимо указать выходные данные учебника и привести текст, с которым будут работать обучающиеся;
  • организационно-педагогические условия и логика проведения урока должны быть представлены в виде связного текста (использование технологических карт и сценариев урока запрещено);
  • писать простым понятным языком, избегать клише и общих слов;
  • все используемые сокращения расшифровываются.

[6] К дидактическим материалам урока относятся все раздаточные и наглядные материалы (включая аудио и видео файлы). В данном пункте необходимо перечислить все дидактические материалы и сделать сноски на них, сами материалы размещаются в Приложениях к описанию урока или прикладываются к нему в виде отдельных файлов. Пример оформления перечня дидактических материалов:

  • Текст для работы группы 1 «Откуда взялись бабочки» (см. Приложение 1)
  • Презентация об эволюции бабочек (см. файл Эволюция бабочек.pptx)
  • Таблица сравнительных характеристик бабочек разных полушарий (см. файл Сравни бабочек.docx)
  • Микроистория. Превращение бабочки – видео, ссылка https://youtu.be/fLIPq8xZi4k 

[7] В данном пункте необходимо указать необходимое оборудование, включая оснащение рабочего места педагога, обучающихся, кабинета в целом.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

ФИ учащегося

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б

              За скорость – 1 б

Проблемный вопрос:

– Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

1.Индивидуальный труд. (общее задание для всех)(10 минут)

                                  сказка- быль

 

                                  ?                 ?

                1.1   - В чем противоречие?  

1.2 Как доказать, что произведение М.Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью?(1б за каждый ответ)

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

2. Организация работы в группах (простая кооперация).

Задания группам:

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – Что в произведении сказочного?

2 группа – Что в произведении от были?

Каким образом художественное своеобразие сказки – были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения?

 Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим за героями с самого начала их пути.

1группа    отправляется  вслед за       Митрашей.

2группа         следует за Настей.

3группа эксперты. Подготовить вопросы- суждения.

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

В пунктах остановки героев отметить текстовые подтверждения.

Маршрутная схема

Митраша                                                                               Настя

               

          БЛУДОВО           камень                       БОЛОТО      

4. Сложная кооперация

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

Вопросы экспертов:

-Почему Митраша все же становится пленником болота?

2.Каким образом  ведет себя Митраша, попав в болото?

3.Чем объяснить, что писатель ставит свою героиню в НЕЗАВИДНОЕ положение?

4.  Как доказать, что Настя  сталкивается с трудностями в лесу?

5. Чем объяснить поведение Насти, которая оказалась среди такого богатства?

6. Каким образом Природа в произведении М. Пришвина помогает каждому герою?

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

                            Что же  включает Пришвин в понятие «сокровища»?

                  Д/З на выбор:

1.Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка – быль «Кладовая солнца»

2. Письменно ответить на вопрос «Почему Травка пришла на помощь Митраше?»

Подумайте, как будут действовать люди и МЧС в современных условиях в данной ситуации?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Танзыбейская СШ» Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО на примере урока внеклассного чтения Токмакова Л.В ., учитель русского языка и литературы МБОУ «Танзыбейская СШ» п.Танзыбей , 2023 г.

Слайд 2

Ключевая идея урока – проблемный вопрос (проблемная ситуация) Цели, прописанные через результат S – Конкретные M – Измеримые A – Достижимые R – Ориентированные на результат Т - Соотносимые с конкретным сроком

Слайд 3

Конструктор современного занятия Идея/Цель Формы, методы, приемы достижения цели Задания Идея : Каким образом Природа в произведении М.М. Пришвина помогает каждому герою? Знать опорные понятия : сказка- быль, словесный образ, метафора, сравнение, олицетворение, проблема, герои произведения Активные методы обучения, игровой прием «Сундук с сокровищами» 1.Актуализация знаний «Сундук с сокровищами» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в сундуке. 2. Задания в маршрутном листе сказка- быль ? ? - В чем противоречие?(1б) 3. Каким образом художественное своеобразие сказки–были «Кладовая солнца» М.Пришвина влияет на понимание смысла всего произведения? Предметные результаты : давать определение понятиям, определять жанровую принадлежность произведения, воспринимать и интерпретировать прочитанное и т.п.

Слайд 4

Конструктор современного занятия Цель Формы, методы, приемы достижения цели Задания Уметь/сможет продемонстрировать: * анализировать, интерпретировать и оценивать сказку-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»; *задавать и отвечать на вопросы - суждения по тексту; *находить необходимую информацию в тексте Активные методы обучения, учебная задача, работа по тексту с маршрутной схемой 1.Система заданий в рабочем листе учащегося. 2.Ученики-эксперты формулируют вопросы-суждения для выступающих Метапредметные и личностные результаты : выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; выразить свою точку зрения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, сопоставить свои суждения с суждениями др. участников диалога; ЛУУД: выражать позитивное отношение к духовно-нравственным ценностям.

Слайд 5

Читательская грамотность 6 класс 2022-2023 Задание Объект оценки Количество (%) 1 Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) 80/100 2 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения) 55/60 3 Понимать чувства, мотивы, характеры героев 40/36 4 Оценивать форму текста (структуру, стиль, жанр и т.п.) 68/72 5 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста 70/72 6 Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста 58/58 7 Различать факт и мнение 57/60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме 1.3. Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...

«Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО».

Основные виды учебных занятий:Урок изучения нового материалаУрок обобщения и систематизации изученногоКомбинированный урокУрок проверки и оценки знаний...

Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО...

Современный химический эксперимент в условиях введения обновленного ФГОС СОО.

Проведение химического эксперимента с использованием оборудования "Точка роста" в условиях введения обновленного ФГОС СОО....