Час общения "Всё начинается с детства..."
презентация к уроку (5 класс)

Орлова Тамара Михайловна

Методическая разработка - сценарий и презентация к часу делового общения с элементами практикума для учащихся 5 класса "Всё начинается с детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_nachinaetsya_s_detstva.pptx1.75 МБ
Файл stsenariy.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всё начинается с детства… Урок делового общения

Слайд 2

Народная мудрость: «Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку. Посеешь Привычку – пожнёшь Характер. Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу».

Слайд 3

Поступок – это…

Слайд 4

Поступок – это…

Слайд 6

Характер (греч., черта, примета, признак, особенность) – это сочетание черт, качеств человека

Слайд 8

Полезно для человека Вредно для человека соблюдать режим дня, гигиену правильно и регулярно питаться заниматься спортом, делать утреннюю зарядку вовремя и самостоятельно делать уроки бывать на свежем воздухе, закаляться следить за чистотой своей одежды и своего жилища посещать кружки, занятия читать книги класть вещи на место выполнять домашнее задание говорить правду прогуливать занятия в школе грубить и не уважать старших много сидеть у телевизора за компьютером, «в телефоне» гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни пробовать незнакомые вещества есть много сладкого грызть ногти, неряшливо одеваться драться, курить, обманывать сутулиться, читать лёжа, лениться

Слайд 9

Группы Черты характера человека Отношение к людям Отношение к полезной деятельности, труду, к общественной и личной собственности Отношение к себе Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, уважительность, грубость, доброжелательность, сочувствие, милосердие, зависть, жадность Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, безответственность, активность, аккуратность, бережливость, экономность, чистоплотность Скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, мужество, самоуверенность, целеустремлённость, эгоизм, трусость, упрямство,

Слайд 10

Дети – Герои Советского Союза

Слайд 11

Подвиг Зины Портновой

Слайд 12

Предатель Родины – генерал Власов

Слайд 13

Подвиг Зины Портновой

Слайд 14

Какой у меня характер? 1 тип: вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринуждённой обстановке. Всё это радует вас больше, чем время, проведённое в шумной компании. Из-за этого ваши друзья считают, что вы – скучный человек. 2 тип: вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаётесь слишком частой смене настроений: от грустного до чересчур весёлого. 3 тип: ваши знакомые считают, что в компании вы незаменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.

Слайд 15

«У каждого человека три характера: Тот, который ему приписывают, Тот, который он сам себе приписывает, И, наконец, тот, который есть в действительности». Виктор Мари Гюго

Слайд 16

мне всё понравилось мне понравилось, но не всё мне не понравилось



Предварительный просмотр:

Ход занятия:

        Вводная часть.

        Слайд 1. Дорогие ребята, наше занятие называется «Всё начинается с детства…» Как вы думаете, чему оно посвящено?

        Ответы: в детстве закладываются основные привычки ребёнка, которые влияют на его поведение, формируется характер, личностные качества, от которых зависит дальнейшая жизнь человека.

        Совершенно верно, всё начинается с детства, закладываются основы, нормы, правила жизни человека.

        

        Слайд 2. Чтобы определить цель нашего общения, обратите внимание на выражение:

«Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку.

Посеешь Привычку – пожнёшь Характер.

Посеешь Характер – пожнёшь Судьбу».

        Объясните, пожалуйста, смысл народной мудрости и скажите, почему такие слова, как Поступок, Привычка, Характер, Судьба написаны с большой буквы?

        

        Если дети затрудняются в ответе, можно совместно дать определение каждому слову.

        

        Слайд 3. Что такое Поступок?

        Это действие, произведённое человеком

        

        Слайд 4. (дети должны привести примеры: помощь другу, уборка в комнате, вежливо сказанное слово и, наоборот, отказ от трудовой деятельности, грубость в обращении и т.д.)

        Немецкий философ Гегель писал: «Человек – это ряд его поступков». И в этом ряду нет ничего случайного, незначащего. Один спешит в школу или на работу – всех расталкивает, бросается в двери автобуса. Другой и на этом коротком отрезке пути остаётся деликатным. Путь-то этот не только в школу или на работу. Это пятнадцать минут из жизни, его жизненного пути.

        Человек, совершивший поступок один раз, может повторить его неоднократно.

        Слайд 5. И тогда вырабатывается Привычка.

        Человек привыкает делать добро или наоборот. В детстве нет незаметных происшествий. Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями для вас и сыграть свою роль: хорошую или нет. В детстве ваш ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек и сказать-то ещё не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер.

        Характер формируется из детских поступков и привычек.

        С этого строится завтрашний день человека. Вот поэтому слова Поступок, Привычка, Характер, Судьба написаны с большой буквы. В них вложен большой смысл и значимость.

        А теперь, можете ли вы сформулировать цель нашего занятия?

        

        Цель – задуматься о своём характере, облике современного человека.

        Основной этап.

        1 часть.

        

        Давайте попробуем подробнее ответить на вопрос: что такое характер?

        

        Слайд 6. Слово «характер» произошло от греческого, что означает в переводе черта, примета, признак, особенность.

        Характер – это сочетание черт, качеств человека. Зная характер человека, можно уже предвидеть,  как он поступит в определённых обстоятельствах и чего следует ждать от него.

        Давайте посмотрим отрывки из мультфильмов, попробуем охарактеризовать главных героев любимых сказок.

        Подумайте, какие привычки легли в основу характера главных героев?

1. Мойдодыр – лень, неаккуратность, неряшливость…………

2. Заколдованный мальчик – эгоизм, невнимательность, неусидчивость, любит хулиганить, неаккуратность в выполнении домашнего задания…….

3. Песенка мышонка – самолюбование, нежелание трудиться, а только петь песенки…………

4. Золушка – доброта, трудолюбие, скромность, работоспособность………

5. Сказка о рыбаке и рыбке – жадность, корысть, властолюбие, жестокость………….

6. Аленький цветочек – доброта, скромность, бескорыстие, смелость, милосердие, сострадание, благородство………….

Ответы на вопрос: какие привычки легли в основу характера главных героев?

А какие привычки есть у вас? (ответы учащихся)

        

        2 часть.

         В процессе формирования привычки нам поможет игра, которая так и называется – «Привычка». Её проведёт _________________________

        Описание игры: дети встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняются различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.)

        В определённый момент, ведущий не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять указание. В ходе убывания, остаются самые внимательные.

        3 часть.

        Ребята, ещё раз скажите, на какие две группы обычно разделяют привычки? (полезные и вредные).

        Слайд 7. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: у вас лежат листочки, на которых написаны привычки хорошие и плохие. Вам нужно распределить, что можно отнести к полезным привычкам, а что является вредным для человека. В группу «Розы» выходят те, у кого в руках листы с полезными привычками, а в группу «Сорняки» - соответственно, те, у кого листы с вредными привычками.

«Розы» - что полезно для человека

«Сорняки» - что вредно для человека

        Давайте проговорим то, что мы называем полезными, добрыми привычками…. И то, что всегда является вредным для человека и запомним навсегда.

  • соблюдать режим дня, гигиену 
  • правильно и регулярно питаться 
  • заниматься спортом, делать утреннюю зарядку 
  • вовремя и самостоятельно делать уроки 
  • бывать на свежем воздухе, закаляться 
  • следить за чистотой своей одежды и своего жилища 
  • посещать кружки, занятия 
  • читать книги
  • прогуливать занятия в школе 
  • грубить и не уважать старших 
  • много сидеть у телевизора, за компьютером, «в телефоне» 
  • гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни 
  • пробовать незнакомые вещества 
  • грызть ногти, неряшливо одеваться
  • драться, курить, обманывать
  • сутулиться, читать лежа, лениться
  • класть вещи на место
  • выполнять домашнее задание
  • говорить правду

Сделаем вывод:

        Привычки есть у каждого. Одни привычки со временем проходят, другие – появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. Каждый человек – хозяин своей судьбы.

        4 часть.

        Ребята, в характере выделяются основные группы черт, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни.

        Слайд 8. Посмотрите на экран: это отношение человека к окружающим людям, к полезной деятельности, труду, к общественной и личной собственности. И третья группа – отношение человека к себе. 

        Давайте попробуем заполнить колонку «Черты характера человека». 

                (Дети называют черты характера человека)      

Группы

Черты характера человека

Отношение к людям

Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, уважительность, доброжелательность, сочувствие, милосердие, зависть, грубость, жадность.

Отношение к полезной деятельности и труду,                к общественной и личной собственности.

Добросовестность, трудолюбие, небрежность, инициативность, безответственность, активность, аккуратность, бережливость, экономность, чистоплотность.

Отношение к себе.

Скромность, самолюбие, самокритичность, требовательность, самоуверенность, тщеславие, эгоизм, трусость, упрямство, мужество, целеустремлённость.

        Скажите, а с кем приятнее общаться: с человеком, который имеет вредные или полезные привычки?

        Сделаем вывод: Человек, который имеет вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, но и портит отношения с людьми. А человек, имеющий полезные привычки, напротив, приятный собеседник: подтянутый вид, точность и аккуратность, хорошее настроение – все это вызывает положительные чувства у окружающих.

        5 часть.

Слайд 9. На протяжении всей жизни человек проверяет свой характер. К счастью, мы живём в мирное время, и нам не приходится испытывать страх и голод, как в войну, проверять свой характер в тяжёлые для страны дни.

Сейчас А.Х. и Д.М. приведут примеры проявления характера людей во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

А вы попробуйте сделать свой вывод и ответить на вопрос: почему эти люди поступили именно так?

        Когда началась Великая Отечественная война, в боевой строй встали не только взрослые. На защиту Родины поднялись тысячи мальчиков и девочек, наших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

        Четверо из самых юных героев удостоены самого высокого звания – Героя Советского Союза. Это Зина Портнова, Марат Казей, Валентин Котик и Лёня Голиков.

        Я расскажу вам о Зине Портновой, которая родилась в 1926 году в Ленинграде. Окончив 7 класс, летом 1941 года Зина вместе с сестрёнкой приехала в гости к бабушке в белорусскую деревню.

        Слайд 10. Когда немцы захватили Белоруссию, Зине шёл всего четырнадцатый год. Ей не удалось покинуть оккупированную территорию, но Зина решила оказывать посильную помощь взрослым борцам с гитлеровскими захватчиками: переписывала листовки и ночами обклеивала ими центральные здания посёлка Оболь Витебской области. Позднее она вступила в ряды подпольной организации «Юные мстители». Подпольщики помогали партизанам, собирая информацию о расположении немецких сил, организовывали диверсии.

        Работая в столовой при немецкой комендатуре, Зина подсыпала отраву в кастрюлю с супом, который предназначался оккупантам. В результате этой акции сотня фашистов серьезно пострадала. Чтобы отвести от себя подозрения девочке пришлось попробовать отравленный суп. Зину выходили в партизанском отряде, где она продолжила борьбу с фашистами.

        Но в результате доносов предателя летом 1943 года подпольная организация была разгромлена. По поручению партизанского отряда Зина Портнова была направлена в посёлок, чтобы восстановить связь с уцелевшими ребятами из подполья. Но Зина нарвалась на патруль. В комендатуре её опознали как активную участницу «Юных мстителей». Начались жуткие допросы, во время одного из них Зина схватила лежащий без присмотра пистолет, ранила немецкого следователя и попыталась сбежать. Но не успела добраться до леса, её настигла автоматная очередь, прострелив ноги.

        И снова пытки… Зина Портнова проявила невероятную силу духа, не выдав никого из товарищей. Девочка прошла через страдания, которые не выдержал бы взрослый. В начале января 1944 года Зина была расстреляна.

Через 13 лет после окончания войны Зина Портнова была посмертно награждена Золотой звездой Героя Советского Союза. Её именем носят улицы городов, теплоходы, школы.

        Слайд 11. Андрей Власов считался талантливым и перспективным генералом Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны был удостоен высоких наград. После битвы за Москву в 1941 году стал первым генералом, которому удалось заставить отступить немецкие дивизии.

        В апреле 1942 года Власов был назначен командующим армии, предназначенной для прорыва блокады Ленинграда. Но в  июне 42-го немцы закрыли «коридор», связывающий части армии с основной линией фронта. В окружении осталось около 20 тысяч человек вместе с командующим - генералом Власовым.

        Отступая, Власов со своей поварихой зашли в одну из деревень. Власов, назвавшийся школьным учителем, попросил еды. Их накормили, после чего неожиданно наставили оружие и заперли в сарае, так как хозяином дома оказался местный полицай.

        У Власова был с собой пистолет, однако оказывать сопротивление он не стал. Когда прибывшие немцы открыли сарай, из темноты прозвучала фраза на немецком: «Не стреляйте, я - генерал Власов!»

        На первых же допросах генерал стал давать показания, сообщая о состоянии советских войск. А уже спустя несколько недель, сам предложил немцам сотрудничество.

        Героические страницы его биографии закончились, и началась биография предателя, перешедшего на сторону врага.

        Власов участвовал в борьбе против партизан, грабежах и расстрелах мирных жителей, уничтожении целых населённых пунктов.

        Немцы же к пленённому генералу относились плохо: в своём кругу с презрением отзывались о нём, называя «перебежавшей свиньёй и дураком». Потому, наверно, что предательство всегда считалось низостью души, даже у фашистов.

        

        Слайд 12. Так как же можно объяснить поступок маленькой Зины Портновой, которая отчаянно боролась с ненавистным врагом, не побоялась смерти и поступок взрослого мужчины, генерала Власова, вставшего на путь предательства ради сохранения своей жизни? Что заставило их поступить именно так? Что руководило ими в ту грозную пору? 

        (ответы детей - тяга к приключениям… ответственность за судьбу своей страны… ненависть к оккупантам… наверное, всё вместе)

        Сделаем вывод: Зина Портнова, городская девчонка, мечтавшая стать балериной, она любила Родину, своих родных, друзей. Оказалась смелой, мужественной, самоотверженной.  Но даже через 75 лет мы помним о Зине и тех ребятах, которые погибли в борьбе за мир в нашей стране. Эти дети стали бессмертными, и память о них продолжает жить в людских сердцах.

        А Власов…, скорее всего, в жизни более всего любил только себя. Любил славу и карьерный рост. Но он ошибся - предательство не привело его на вершину славы.   1 августа 1946 года, лишенный звания и наград, Андрей Власов за измену Родине был повешен.

6 часть.

Ребята, а вы задумываетесь над вопросом, какой у вас характер?

        Слайд 13. Давайте попробуем выяснить это с помощью теста, который мы провели заранее. С собой вы принесли листы с вашими ответами на вопросы теста и подсчитанными баллами.

        Я предлагаю из трёх типов характера выбрать тот, который больше всего вам подходит. На своём листочке в верхнем правом углу поставьте цифру, которая, по вашему мнению, соответствует вашему типу характера.

1 тип: вы не любите компании, предпочитаете тишину, прогулки на природе, общение с друзьями в домашней, непринуждённой обстановке. Всё это радует вас больше, чем время, проведённое в шумной компании. Из-за этого ваши друзья считают, что вы – скучный человек.

2 тип: вы достаточно легкомысленны, быстро сходитесь с людьми. Но вы поддаётесь слишком частой смене настроений: от грустного до чересчур весёлого.

3 тип: ваши знакомые считают, что в компании вы незаменимы. У вас есть чувство юмора, вы способствуете созданию хорошего настроения у других. Можете без конца смешить, рассказывать интересные истории.

        

        Давайте определим, совпадает ли выбранный вами тип характера с тем, к которому вы относитесь на самом деле.

        Если сумма ваших баллов меньше 20 – это значит, что вы ближе всего к первому типу характера.

        Если сумма 21 – 25, то вы ближе всего ко второму типу.

        Если же ваша сумма больше 25, то вы ближе всего к третьему типу.

        У кого совпали предположения и результаты теста?

                        (дети делятся своими результатами)

        Заключительный этап.

        Слайд 14. 

        Дорогие дети, великий французский писатель Виктор Гюго писал:

                                   «У каждого человека три характера:

                                      Тот, который ему приписывают,

                                   Тот, который он сам себе приписывает,

                        И, наконец, тот, который есть в действительности».

        

        Какими вы будете, всё зависит от вас, всё в ваших руках. И, обращаясь к названию нашего занятия, всё начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. А посеешь добро … (дети продолжают) пожнёшь добро. Посеешь зло – пожнёшь зло. Лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубил их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал ли достойным гражданином нашего общества.

        Слайд 15. Рефлексия.

        Ну, что ж, подумайте, было ли полезно сегодняшнее общение?

А теперь выберете цвет, который соответствует вашему настроению.

Зелёный – мне всё понравилось.

Жёлтый – мне понравилось, но не всё.

Красный – мне не понравилось.

Я попрошу вас выйти и встать рядом с этим цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Человек начинается с детства"

Педагогический проект по духовно - нравственному и социальному воспитанию дошкольников...

Контрольная работа по литературе на тему "Все начинается с детства"

Авторская разработка контрольной работы по литературе на тему "Все начинается с детства" (УМК Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс). Вариант 1 рассчитан на слабых учеников, вариант 2 - на сильных....

Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов

Возраст участников: 12 - 13 летЦель:1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою...

Внеклассное мероприятие «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»

Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших  школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам....

Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»

Презентация «Мир Владислава Крапивина. Все начинается в детстве»...

Родительское собрание. «Доброта начинается с детства»

Цель: показать родителям необходимость  воспитания у детей доброты с детского возраста.Предварительная работа: Провести анкетирование среди детей и родителей на тему:«Каким человеком т...