Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 3,4б класса 2023-2024 учебный год
рабочая программа

Ковалев Андрей Владимирович

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  для 3,4б класса 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_34b_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ  «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена

на заседании МО

№____от __________

Утверждена

протоколом педсовета

№ _____ от __________

Рабочая программа по внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное направление

«Подвижные игры»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) вариант 2

3,4 б класс

Разработчик:

Ковалёв Андрей Владимирович

Учитель

2023-2024 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

II.        СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ        6

III.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ        9

IV.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        11


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры», 3,4  класс составлена в соответствии с:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
  • Учебным планом СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
  • Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Предмет по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» в 3,4  классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи внеурочной деятельности  «Подвижные игры».

Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Задачи обучения:

  • коррекция нарушений физического развития;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;
  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности;
  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.

        Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Подвижные игры» в 3,4 классе определяет следующие задачи:

  • формирование у обучающихся представлений о физической культуре;
  • овладение простейшей техникой выполнения основных движений;
  • формирование умения правильно пользоваться лыжным инвентарем, выполнять строевые команды с лыжами и на лыжах;
  • формирование умения выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя;
  • формирование умения принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также сидя, лежа;
  • формирование умения не задерживать дыхания при выполнении упражнений;
  • формирование умения сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке;
  • формирование умения подчиняться правилам игры;
  • воспитание уверенности в себе, своих силах.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Внеурочная  деятельность  «Подвижные игры» у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлены на укрепление здоровья, физическое развитие, способствовали формированию правильной осанки, физических качеств и становлению школы движений.

Внеурочная  деятельность  «Подвижные игры» осуществляются при использовании различных методов:

  • формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия);
  • обучения двигательным действиям (дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения);
  • развития физических качеств и способностей (для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы;
  • для развития выносливости — равномерный, переменный, повторный, игровой методы;
  • для развития координационных способностей-  элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);
  • симметричные и асимметричные движения;
  • релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
  • упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
  • упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);
  • упражнения на точность различения мышечных усилий, временных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочувствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, время движения, длину и количество шагов);
  • упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
  • воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки и т. п.);
  • пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности сенсорных систем);
  • упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предметами, пальчиковая гимнастика и др.);
  • парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями являются  следующие методы:

  • игровой;
  • воспитания личности;
  • взаимодействия педагога и обучающихся.

Использование разнообразных средств и методов адаптивной физической культуры служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • освоение себя как обучающегося, заинтересованного посещением занятий адаптивной физической культурой в условиях спортивного зала, на спортивной площадке (на открытом воздухе);
  • положительное отношение окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и включение в активные спортивно-оздоровительные мероприятия.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
  • уметь выполнять простые инструкции учителя;
  • иметь представление о видах двигательной деятельности;
  • уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя;
  • овладевать начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания.

Достаточный уровень:

  • сформировать первоначальные представления о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
  • сформировать навыки наблюдения за своим физическим состоянием;
  • овладевать элементарными представлениями об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость).
  • знать основные правила поведения и техники безопасности на уроке;
  • уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции;
  • уметь выполнять упражнения для разминки;
  • уметь сочетать дыхание с движение во время бега;
  • уметь держать постоянный темп в беге;
  • уметь пробежать от 300 до 500 м без остановки.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

  • «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %;
  • «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%;
  • «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %.

Содержание курса

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Воробьи и вороны», «Свободное место», «Белые медведи», «Охотники, волки и ёлки», «Птицы, блохи, пауки», «Чай-чай-выручай», «Бездомный заяц», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».

  1. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
  2. Игры народов России. Игры развивают силу ,ловкость. Воспитывают толерантность и умение общаться в коллективе. Знакомят с культурными традициями народов России.
  3. Игры Эстафеты. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.  
  4. . Игры с прыжками и поворотами направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентироваться в пространстве. Учат упражняться детей в прыжках в длину и высоту. Игры «Лиса и куры», «Удочка», «Прыжки по полочкам».

  1. Игры с сопротивлением и борьбой.

 Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.

 Игра «Бой уток », «Борьба в квадрате», «Бой петухов», «Поймай последнего», «Третий лишний с сопротивлением».

Календарно - тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

План

Факт

Игры-догонялки

Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила.

7        

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

1

 ОРУ на месте. Игра «Воробьи и вороны»

2

ОРУ в движении. Игра «Свободное место»

3

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Белые медведи»

4

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Птицы, блохи, пауки»

5

ОРУ в парах. Игра «Охотники, волки и ёлки»

6

ОРУ на месте. Игра «Чай-чай-выручай»

7

ОРУ в движении. Игра  «Бездомный заяц»

Игры – поиски

4

8

ОРУ на месте. Игра «Чего нет?»

Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы

9

ОРУ в движении. Игра «Отгадай, кто подходил?»

10

ОРУ в парах. Игра «Поиск исчезнувшего предмета»

11

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Слепой и зрячий»

        Игры с быстрым нахождением места

3

12

ОРУ в движении. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве

Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий

13

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Свободное место»

14

ОРУ в парах. Игра  «По алфавиту»

Игры народов России

3

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15

ОРУ на месте. Игра «Медный пень»

Игры развивают силу, ловкость. Воспитывают толерантность при общении и умение действовать в коллективе, знакомят с культурными традициями народов России

16

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Серый волк»

17

ОРУ в парах. Игра « Сокол и лиса»

ОРУ в движении. Игры с  прыжкам и поворотами

3

18

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Удочка»

Игры, направлены на развитие прыгучести и координации движений, ориентирование в пространств.  Учат упражняться в прыжках в длину и высоту.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр

19

ОРУ в движении. Игра «Прыжки по полосам»

20

ОРУ в парах. Игра «Лиса и куры»

Игры с сопротивлением и борьбой

6

21

ОРУ в движении. Игра «Бой уток»

Игры, направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22

ОРУ с гимнастическими палками. Игра «Борьба в квадрате»

23

ОРУ в парах. Игра «Цепи»

24

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Поймай последнего».

25

ОРУ в парах. Игра «Бой петухов»

26

ОРУ с гимнастическими скакалками. Игра «Третий лишний с сопротивлением»

Игры  Эстафеты

Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др.

7

Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов

27

ОРУ в движении. Эстафета зверей

28

ОРУ с гимнастическими палками. Эстафета с мячами

29

ОРУ в парах. Эстафета «Передал, садись»

30

ОРУ в движении. Эстафета «Мяч над головой»

31

ОРУ на месте. Эстафета «Тяни-толкай»

32

ОРУ в парах. Эстафета «Посади картошку»

33

ОРУ с гимнастическими палками. Эстафета «Ловкие ребята»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: "Изобразительная деятельность» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 2б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 5б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 для 6б класса 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное направление "Подвижные игры" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2  ...