Темперамент ребенка. Как понять и общаться?
консультация

Понамарева Елена Юрьевна

Статья содержит рекомендации психолога по определению типа темперамента у  ребенка  и отвечает на вопросы: Как определить темперамент ребенка? Как воспитывать холерика? Чему научить сангвиника? Как поддержать меланхолика? Что делать с флегматиком? Ответы на эти и другие вопросы о воспитании детей с разными типами темперамента Вы найдете в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temperament.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Типы темперамента у детей представляют собой набор некоторых особенностей поведения, которые обусловлены свойствами таких фундаментальных нервных процессов, как возбуждение и торможение

Под силой нервных процессов подразумевается выносливость всех нервных клеток, их способность выдержать как длительное, так и кратковременное, но значительное возбуждение, не гася его торможением. Это проявляется в трудоспособности ребенка, а также в его восприимчивости к окружающему миру. Сила процессов возбуждения проявляется в том, что ребенок способен длительное время прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в том, то малыш способен сосредоточиться на своей деятельности, и не отвлекаться по пустякам. Силе тех или иных процессов противопоставляется их слабость – неспособность прикладывать усилия и сосредоточиться.

Признаком уравновешенности нервных процессов является одинаковая сила как процесса возбуждения, так и процесса торможения. Малыш с уравновешенной нервной системой обычно спокойно и без трудностей доводит до конца начатое дело. Когда ребенок неуравновешен, и у него преобладают то процессы возбуждения, то торможения, он ведет себя соответственно: то с легкостью преодолевает трудности, то «зависает» перед ними.

Подвижность нервных процессов – способность возбуждения и торможения незамедлительно сменять друг друга по мере необходимости. Благодаря подвижности ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой. Противоположность подвижности – инертность. При инертности нервных процессов ребенку стоит больших усилий переключиться с одного вида деятельности на другой, приспособиться к новым обстоятельствам.

Сочетание этих трех качеств и создает тип темперамента у ребенка.

Подробнее о типах темперамента:

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера. Сангвиник — прирождённый оптимист
Сангвиник, в отличие от холерика, более уравновешен. Он весёлый, жизнерадостный, подвижный и вместе с тем рассудительный, более покладистый, может сосредотачиваться на чём-то. Но такой ребёнок не совсем устойчив в своих интересах и часто не может доводить дело до конца.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется мало эмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме.  Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.                                       Флегматик — спокойный добряк
Флегматик ещё более уравновешен, чем сангвиник, но он уже закрыт. Умеет хорошо концентрироваться на выполнении задач, но может быть очень упрямым. Такой малыш будет собирать лего и пазлы до конца. Он очень спокоен и не показывает своих эмоций окружающим людям.

Многим кажется, что флегматики медлительные, но на самом деле они могут выполнять какие-то задачи в среднем темпе и очень точно. Обычно такие дети в школе чувствуют себя не очень комфортно — задания там часто нужно выполнять на скорость, тогда как им требуется чуть больше времени, чтобы что-то сделать.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого.                                                      Холерик — шумный непоседа
Ребёнок-холерик непоседлив, очень шумный, часто чрезмерно активный, у него может быть отрывистая и быстрая речь. Он не умеет контролировать свои эмоции, и всё, что его волнует, выпускает наружу. Иногда родители, не понимая природы холерика, ошибочно считают, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Холерик может очень хорошо понимать и знать что-то, но из-за своей эмоциональности совершает большое количество ошибок. Сильно расстраивается, если где-то неправильно написал слово или не там поставил запятую. В детском саду холерик может бросить рисунок, если он у него не получается.

По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Ребенок-Меланхолик (слабый)

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения не уверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов. Меланхолик — хрупкая душа
Меланхолик — совершенно особый тип темперамента. Ребёнок очень застенчивый, необщительный, робкий, боязливый. Он не только медленный, но ещё очень чувствительный, плохо адаптируется к новым условиям. Малейшая стрессовая ситуация буквально выбивает у него почву из-под ног.

Главная особенность таких детей в том, что они чересчур эмоциональны, но, в отличие от холериков, держат свои эмоции внутри.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.
  • Самое главное, чему родители должны научить ребёнка-сангвиника, — это планированию, пусть даже на совсем примитивном уровне. Он должен понять, как разбивать дело на маленькие шажки и фиксироваться на чём-то одном. Если сангвиники в детстве научатся этому, то в будущем смогут стать очень хорошими руководителями.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
  • Родителям детей-флегматиков нужно проводить упражнения на ускорение мышления. Понятно, что тип нервной системы таких детей не позволяет быстро делать что-то, но сегодня такой стремительный темп жизни, что под него нужно подстраиваться.
  • Такие дети медлительны, но очень внимательны к деталям. Лучше всего они раскрываются в инженерных профессиях, могут стать хорошими архитекторами или конструкторами. Неконфликтные, миролюбивые, они всем раздают свои игрушки, со всеми хотят дружить. Им особенно важно объяснять, что такое дружба и кто такой друг.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.
  • Родители должны научить такого малыша регулировать своё эмоциональное состояние, другими словами, учить его эмоциональному интеллекту. Самый простой вопрос, которым можно воспользоваться: «Опиши, что сейчас с тобой происходит?» После того, как ребёнок расскажет, что с ним случилось, взрослые должны произнести слово, которое описывает эти чувства. Тогда со временем он научится определять свои эмоции и возьмёт над ним контроль.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.
  • Если родители не будут объяснять детям, в чём их особенность, то их внутренние переживания в будущем могут перерасти в психосоматические заболевания. А если с эмоциями работать, то они могут дать мощный творческий потенциал, который по своей креативности может превзойти другие типы темпераментов.
  • Задача родителей — развивать хорошую самооценку у детей- меланхоликов. Такие дети считают, что у них только слабые стороны, а сильных сторон совсем нет. Поэтому мамы и папы должны постараться стать для них проводниками к внутреннему миру. Только после этого можно начинать учить меланхолика коммуникации и социальным навыкам.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Надо понимать, что «чистых» темпераментов в природе нет. В человеке может быть 5% холерика, 10% сангвиника, 70% флегматика и 15% меланхолика. Но доминирующий тип темперамента будет заметен ещё в детстве.

Если родители поймут темперамент ребёнка, то им будет легче выстраивать с ним отношения.

Знание темперамента своего ребёнка поможет выстроить в семье систему взаимоотношений таким образом, чтобы каждый смог проявить себя и находился в гармонии с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ на определение типа темперамента ребенка

Уважаемые родители, вы можете распечатать данный тест самостоятельно, заполнить его в спокойной домашней обстановке и принести на ближайшее групповое занятие. После обработки данных, я вышлю вам необх...

стендовый материал "Выбор домашнего животного в соответствии с темпераментом ребенка" Цветное

Папка передвижка для родителей. Родителям моих деток очень понравилось....

Темперамент ребенка – имеет значение.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. ...

Консультация для родителей "Типы темперамента или как понять своего ребенка"

Для того чтобы лучше понимать своего ребенка, необходимо определить тип темперамента и знать его особенности.1. "Улыбчивое солнышко" - сангвиник2. " Мишка- увалень" - ф...

Темперамент ребенка. Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

Тест для родителей«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, де...

Консультация для родителей «Как найти общий язык с ребенком и понять его»

Полезная информация для родителей о общении и взаимодействии взрослых с ребенком....