Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал

Ерёмина Наталья Николаевна

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образом, с пониманием необходимых изменений в укладе и организации образовательной деятельности.

Процесс концептуального проектирования модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, каждая из которых состоит в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций.

Поскольку модель описывает весь уклад и организацию образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в условиях распространения современных моделей успешной социализации детей, то подобная модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна включать в себя следующие блоки: целевой, содержательный, результативный и прогностический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model.docx389.03 КБ

Предварительный просмотр:

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образом, с пониманием необходимых изменений в укладе и организации образовательной деятельности.

Процесс концептуального проектирования модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заключается в решении ряда проектных задач, каждая из которых состоит в последовательном выполнении нескольких проектных процедур и операций.

Поскольку модель описывает весь уклад и организацию образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в условиях распространения современных моделей успешной социализации детей, то подобная модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна включать в себя следующие блоки: целевой, содержательный, результативный и прогностический.

Целью построения модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, является поэтапноеобеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного развития образовательной организации.

Задачи построения модели:

  1. создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
  2. развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  3. организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  4. способствовать успешному освоению образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  5. сформировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целевой блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет общее назначение модели, цель и задачи, способы достижения поставленной цели.

Содержательный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает целостную систему регламентов, которая распределена по таким видам ресурсов, как материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические и кадровые.

В соответствии с моделью общее содержание процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выстраивается из проведения комплексного анализа проблем деятельности образовательных организаций по осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, установлениянеобходимых и достаточных изменений в существующей организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи, наконец, построения целостной системы регламентов по видам ресурсов (материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические, кадровые) в соответствии с компонентами образовательного процесса и их инновационным содержанием.

Вместе с тем, следует учесть возможные риски при внедрении модели деятельности образовательной организации, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть обусловлены динамикой объекта управления и его внешним окружением, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Возможны как внешние, так и внутренние риски при внедрении модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внешние риски могут быть связаны с недостаточностью экономического обеспечения продвижения инклюзивного образования, а также отсутствием механизма создания целостной системы регламентов по видам ресурсов в деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые внутренние риски – во-первых, наличие культурных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, нетерпимость и интолерантность; во-вторых, неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребёнка; в-третьих, отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях; в-четвертых, отсутствие программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта в образовательных организациях, в-пятых, отсутствие готовности педагогов работать в разнородных средах, с одной стороны, и с другой – неготовность родителей к появлению в образовательной организации «нетипичных» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

Таким образом, развитие модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является инновационной деятельностью.

Результативный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержит совокупность критериев оценки поэтапного развития образовательной организации, осуществляющей образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно: обеспеченность экономической основы законодательных актов, готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе, реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей.

Следует отметить, что перечисленные критерии могут быть применены для оценки развития деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогностический блок модели включает прогноз возможных вариантов реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, представляется в рамках трёх вариантов включения детей с ОВЗ в образовательную организацию на уровне дошкольного, начального общего, основного и среднего общего, дополнительного образования; в образовательную организацию, реализующую адаптированные основные образовательные программы в отдельных классах; в общеобразовательную организацию, реализующую адаптированные образовательные программы.

Независимо от вариантов включения детей с ОВЗ, прогноз деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включает:

  • создание интегративной и инклюзивной культуры;
  • развитие интегративной и инклюзивной политики;
  • внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Первый вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – создание интегративной и инклюзивной культуры.

Второй вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – развитие интегративной и инклюзивной политики.Этот вариант показывает необходимость присутствия интегративных и инклюзивных подходов во всех планахобразовательных организаций.

Третий вариант реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – внедрение интегративной и инклюзивной практики.

Последний вариант показывает, что качественное полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья реально лишь в том случае, если при организации обучения действительно созданы специальные образовательные условия, учитывающие специфику учебной деятельности различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от характера нарушений и структуры дефекта, а также их возможности передвижения, общения, социального поведения. В связи с этим наиболее важным является готовность образовательных организаций изменяться и искать ресурсные возможности, которые, актуализируясь в определенных условиях, способны обеспечить достижение поставленных целей.

Факторы, влияющие на организацию деятельности образовательных организаций, осуществляющих 
образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в образовательное пространство: 

  • наличие стереотипов и предрассудков в образовательной среде по отношению к инвалидности; 
  • недостаток информации у субъектов образовательного процесса об инвалидности;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения; 
  • формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования. 

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: 

  • начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; 
  • ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; 
  • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; 
  • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; 
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; 
  • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Правила коррекционной работыс детьми с нарушением слуха

Психологически  глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).

Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.

 Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ).

 Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.

 Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:

  •  посадить ребенка за первую парту;
  •  не поворачиваться спиной к обучающемуся;
  •  чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
  •  проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
  •  разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
  •  широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.

Во второй половине дня сурдопедагог должен проводить    индивидуальные и групповые занятия по коррекции произношения, развитию слухового восприятия, общему развитию речи. 

Работа психолога  должна быть направлена на развитие коммуникативной компетентности, повышение уровня доброжелательности, снижение конфликтности, сплочение коллектива. Большое внимание психолог должен обращать  на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы.

Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и  психологически подготовлены   к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

Правила коррекционной работыс детьми с нарушением зрения

К слепым относятся дети  с полным отсутствием зрения (от светоощущения  до 0,04 включительно с коррекцией на лучшем глазу).

Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05 – 0,4.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей  проявляется в следующем: дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности детей, специальное оформление учебных кабинетов, организация  лечебно-восстановительной работы; усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в первых классах не должна превышать 7-10 минут). Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.

Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время физ.паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т.к. эти упражнения им противопоказаны.

Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.

Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются учащиеся  с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк.  Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо. 

Гимнастика до занятий, физ.минутки на уроках и лечебная физкультура (ЛФК) на коррекционных занятиях являются обязательными и проводятся по специальным программам. 

Для детей с нарушением зрения предусмотрены следующие программы коррекционных занятий: мимика и пантомимика; ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка (СБО), развитие зрительного восприятия, осязания и мелкая моторика рук, логопедические занятия.

Правила коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

 При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

 Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

 Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

 При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

 Учителю необходимо:

  • следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
  • посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
  • поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
  • разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
  • требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, лекотека, центр игровой поддержки ребенка, группа «Особый ребенок», служба ранней помощи и др.), если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения (целевым ориентирам) основным образовательным программам дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

При реализации образовательных программ дошкольного образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и использования соответствующих образовательных технологий.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и учитывающей особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении.

 В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой разработанной с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы группы без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В группах комбинированной направленности, в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи и др.), реализуется инклюзивное образование.

 Дошкольные образовательные организации, имеющие в своем составе 

  • только группы общеразвивающей направленности называются ДОО общеразвивающего вида;
  • группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в разных сочетаниях называются ДОО комбинированного вида.
  • только группы компенсирующей направленности называются ДОО компенсирующего вида.

Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (11-12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования только в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

Родители (законные представители) воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осуществляется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, с учетом заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по созданию специальных образовательных условий.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в группах компенсирующей направленности определяются адаптированной основной образовательной программой.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части выполнения рекомендаций, изложенных в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации».

В дошкольных образовательных организациях компенсирующего и комбинированного видов, в группах компенсирующей и комбинированной направленности получение образования детьми с ОВЗ должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности, в лекотеке, в службе ранней помощи для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи или с заиканием) - 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей с расстройствами аутистического спектра только в возрасте старше 3 лет - 5 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп, в том числе в группе «Особый ребенок»;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, в центре игровой поддержки ребенка, в службе ранней помощи:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

  • не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ (глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, со сложным дефектом);
  • не более 15 детей, в том числе не более 4 детей с ОВЗ (слабовидящих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, с умственной отсталостью легкой степени);
  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития;
  • не более 20 детей, в том числе не более 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организация создает специальные образовательные условия, с учетом особых образовательных потребностей, обусловленных индивидуальными психофизическими особенностями детей с ОВЗ.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования в группах компенсирующей направленности в штатное расписание Организации вводятся специалисты сопровождения (учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, специальный психолог, педагог-психолог, тьютор) на каждую группу:

  • детей с нарушениями слуха  - не менее одной штатной единицы сурдопедагога,
  • детей с нарушениями зрения -  не менее одной штатной единицы тифлопедагога,
  • детей с нарушениями речи - не менее одной штатной единицы учителя-логопеда,
  • детей с расстройствами аутистического спектра - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога,
  •  детей с задержкой психического развития -  не менее одной штатной единицы олигофренопедагога,
  • детей с нарушениями интеллекта -  не менее одной штатной единицы олигофренопедагога и не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.
  • детей со сложным дефектом, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога;

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ  в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора  на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации образовательной деятельности в группах комбинированной направленности в штатное расписание Организации вводятся штатные единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда из расчета нагрузки специалиста на одного ребенка с ОВЗ. 

При организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе дошкольного образования ребенка с ОВЗ в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.