«Учусь говорить». Игротека
картотека

Аверьянова Руфина Шамилевна
Речь всегда и во все времена развивалась в тесном контакте с многоговорящими носителями языка. И маленький ребенок, даже если он был из породы «молчащих», активно впитывал в себя все слова, произносимые окружением. И потом, пусть и по прошествии времени, выдавал их в несколько переработанном виде. Мама, бабушка или другой близкий человек исправлял ошибки, и малыш в дальнейшем говорил все более чисто и совершенно. Игротека «Учусь говорить» - это сборник игр и упражнений для того, что бы вы могли разнообразить свои игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Учусь говорить». Игротека

Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

  1. Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет. Минусовки с записями музыкального сопровождения можно найти в сети Интернет. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

2. Дети могут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает родитель (можно под любое детское стихотворение):

Мы пойдем сегодня в лес (шагаем), Кто на дерево залез? (поднимаем головы вверх)

Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяем слова). Все равно тебя найду.

3. Мультики

Предложите ребенку вместо обычных мультфильмов, мультики с логоритмическими песенками. Они наверняка понравятся малышу.

Мяч для улучшения речевой деятельности дошкольников. Игры с мячом развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В игре можно использовать различные упражнения  с мячом: просто перебрасывать мяч, перебрасывать мяч с ударом об пол; перекатывать мяч, сидя на ковре.

  1. Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а малыш, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

  1. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мама или папа, бросая мяч малышу, называют первое слово: «Мяч». Малыш, возвращая мяч родителям, называет это слово ласково, используя уменьшительные суффиксы: мячик, стол – столик, брат – братик, ключ – ключик.

  1. Игра с мячом «Огромный»

Игра проводится аналогично предыдущей игре с мячом. Только в этой игре малышу необходимо назвать слово, которое бы соответствовало увеличению названного предмета. Например, мама называет первое слово: «Мяч». Ребенок, возвращая мяч, говорит «Мячище». Дом – домище, нос – носище..

  1. Игра с мячом «Один - много». «Бывает — не бывает», «Съедобное – не съедобное» «Что бывает круглым?»
  2. Игра «Где мяч?» Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

Использование мнемотехники  это развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и лексическим запасом.

Составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений пересказ или составление рассказа – легко! Можно нарисовать взрослому или, если ребенок постарше нарисовать ребенку. Можно заполнять мнемотаблицы, распечатав картинки или вырезать из журнала. Как сказал педагог великий К.Д.Ушинский: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Логопункт

Под логопедическими играми в имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.  Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука.

По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д. Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

- Кар-р-р-тофель или капусту?

- Ар-р-р-буз или дыню?

- Пер-р-р-сики или бананы?

- Лук или огур-р-р-цы?

- Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая,легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» - предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д. и наоборот: черничное варенье из чего?

Конструирование

В процессе занятий с детьми по лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Одно из направлений применения лего-конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

При игре с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике). 

Простой  способ максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги: под, на, за, перед, из, с, в, через, сквозь.

  1. Придумать мини сказки про животных. 
  2. «Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник). «Разложи по цвету» «Раздели на части» Цель: закреплять цвет и форму учитывая два признака при группировке предметов.

  1. «Выложи вторую половину узора». Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.
  2. «Орнамент под диктовку». Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом под вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д. Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от неё – красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.
  3. «Лего на голове»

Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; учить действовать по словесной установке

Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Взрослый дает ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

  1. «Посчитай слоги»

Родитель произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.

  1. «Раздели словечко»

Произнести слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее количество элементов конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить говорить красиво

Как важно уметь выразить свои мысли и донести все оттенки эмоций собеседнику....

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Консультация "Учимся говорить"

консультация в помощь воспитателям в работе с родителями и детьми....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"

Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...