Главные вкладки

    Чувашские народные игры
    занимательные факты

    Краснова Ольга Валерьевна
    ЧУВАШСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
    ВĂЙĂСЕМ
    Культура чувашского народа формировалась в условиях тесного контакта между финно-угорскими и тюркскими народами Поволжья и под влиянием русского народа. Этим обусловлено разнообразие чувашских игр, обрядов и праздников. Здесь много различных игр с палками и чурками («Две палки» - «Пÿскеле», «Икс» - «Йокс», «Чурка» - «Алтуйлла» и др.), которые особенно часто встречаются у финно-угорских народов. В Чувашии у этих игр такое разнообразие вариантов, что даже в соседних деревнях они часто совсем неодинаковы. Почти повсеместно встречаются здесь типичные для тюркских народов игры с косточками баранов и овец.
    Среди чувашей широко распространены и такие общеизвестные по всей России игры, как «Лапта», «Городки», «Бабки», «Котел», «Жмурки», «Шубу шить» и др., получившие чувашские названия и некоторые национальные по форме элементы (например, «Вакарла» - разновидность «Котла», «Кăшман кăлармалла» - разновидность игры «Репу тянуть», «Атаманла» - разновидность «Лапты», «Яртмалла» - вариант игры «Шубу шить»). Бытует в республике и много самобытных игр, редко встречающихся у других народов (например, описанные ниже «Выйдем, девушки, играть», «Летучая мышь», «Волк или заяц?»
    Большое внимание игре уделяла чувашская народная педагогика. Игры и праздники, как показал известный специалист по этнопедагогике профессор Г. Н. Волков, издревле рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания детей. Это отразилось, например, в словах песни: «Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться». Г. Н. Волков отметил также родство слова «вăйа» («игра») со словами «вăй» («сила») и «вăйă» («игры и смех»). Большинство игр чувашских детей носит групповой характер. Такие игры способствуют развитию коллективизма, укрепляют связь поколений. Это видно на примере таких игр, как «Чечекле» («В цветы») и других, в которых могут одновременно участвовать и 2-3-летние дети, и подростки. Нередко и трудовые дела сочетались с игрой. Например, много игр связано с ночной пастьбой лошадей, с праздником в честь завершения весеннего сева (акатуй).
    Состав игр постепенно меняется. В настоящее время уже редко встречаются игры «Летучая мышь», «Выйдем, девушки, играть» и другие, распространенные еще в тридцатые-пятидесятые годы. Наиболее популярны сейчас «Прятки», «Классики», «Лапта», «Жмурки» и другие широкоизвестные игры. В то же время в республике сохранилось немало и самобытных традиционных игр.
    Хорошие игры рождаются и в наше время. Быть может, некоторым из

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Чувашские народные игры как средство физического развития детей

    Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

    Презентация "Чувашские народные игры"

    Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания . Большое внимание игре уделяла ч...

    Чувашские народные игры

    чувашские игры...

    Чувашские народные игры

    Подборка подвижных игр...

    «Чувашские народные игры как средство физического развития детей»

       Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому....

    Чувашские народные игры для детей

     Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всес...