«Чувашские народные игры как средство физического развития детей»
учебно-методический материал на тему

Львова Татьяна Владимировна

     Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_chuvashskie_narodnye_igry.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«Чувашские народные игры как средство физического развития детей»

     На современном этапе развития нашего общества знание и уважение культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

  Специфика национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях Чувашии, требует включения этнокультурного содержания в психолого-педагогическую работу по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».  Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

     Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры отражают все области народного творчества.                                                                                                                                                                  Дети сами по себе не могут знать народные игры. Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства.  В играх присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям  лучше узнать национальный характер народа.  

      Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

       Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.  Многие игры были повторениями деятельности взрослых и вырабатывали при этом силу, ловкость, выносливость. В народные подвижные игры можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять в зависимости от ситуации. Народных подвижных игр существует великое множество. Они хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Именно отсутствие строго регламентированных правил, тактики обуславливает необязательность специальной спортивной подготовки, что позволяет привлекать к участию детей независимо от возрастных особенностей и уровня физической подготовки.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Содержание подвижной игры исходит из опыта человека и передается из поколения к поколению.

   Содержание подвижной игры составляют:

  1. СЮЖЕТ. Он определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Часто он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (охотничьи, трудовые, бытовые) или создается в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях окружающих.
  2. ПРАВИЛА. Обязательные требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета результатов. При этом не исключаются проявления творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.
  3. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Они могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими и т.д., могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.  

Игра как показатель развития ребенка

- «Беру, гремлю, кидаю», или Игры от 0 до 18 месяцев

- «Бегу, верчусь, валяюсь», или Игры от 1,5 до 4 лет

- "Запишу-ка это ложкой", или Игровое употребление предметов от 2 до 8 лет

- "Сегодня я паровозик", или Игры с перевоплощением от 3 до 5 лет

- "Чур, я продавец", или Социальные игры от 2 до 8 лет

- «Строим домик из песка», или Творческие игры от 3 до 7 лет

- "Нет, это не по правилам", или Игры от 6 до 10 лет

        Чувашские народные игры имеют ряд особенностей: в них присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения соединены. В одних играх есть сюжет, роли, задания в соответствии с правилами. В других сюжета и ролей нет,  есть только правила игры.  В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

        Почти все игры были рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляло каждого учатника в равной мере подчиняться воле всех играющих, выполнять правила и проявлять все свои физические качества.  Так, существует много игр на испытание коллективной силы. Это такие игры, как «Луна и солнце» (Уйах е хевел), «Тилирам» (Ал татмалла), «Дочку замуж выдаю» (Хер памалла).

       Народные подвижные игры развивают ловкость и точность движений, быстроту реакции, глазомер и меткость, индивидуальную и коллективную силу, ритмичность и пластику движений, учат ориентироваться в пространстве. 

       Практика показала, что народные игры являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада. Они ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей

АЛОРИТМ РАЗУЧИВАНИЯ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ИГР:

I  этап.  Цель: развитие познавательного интереса к чувашским народным играм.

В играх отражаются - трудовой и бытовой уклад чувашей,

 - календарные факторы,

 - представления чувашей о мироздании.

Виды деятельности: беседы, презентации, рассматривание альбомов на темы «Чувашское прикладное искусство», «Чувашские праздники и обряды» и т.д.; посещение краеведческого музея, встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества и пр.

II  этап. Цель: знакомство с чувашскими народными играми.

Детям младшего дошкольного возраста объяснение игры идет поэтапно, в ходе игровых действий. Детям постарше объяснение дается перед началом игры.

Последовательность объяснений:

  1. Дать название игры. Название игры целесообразно давать на чувашском языке с его переводом.
  2. Раскрыть содержание.  На родном языке (русском). Если есть речетативы, разучить их заранее.
  3. Объяснить правила игры.
  4. Показать или напомнить игровые действия.   Рекомендуются карты-схемы, чтобы было легче определить свою позицию в игровом пространстве.
  5. Распределение ролей.  Использовать считалки, жеребьевки  с применением чувашского детского фольклора.
  6. Разместить детей на площадке.
  7. Начать игровые действия.

 Очень важно использовать формы поощрения, принятые в детской среде чувашского народа: право начать игру первым или вести следующую игру, выбрать партнера и др.

Обыгрывается и назначение задания проигравшему игроку. Это может быть исполнение песни, танца, физических упражнений в кругу участников.

  1. Подведение итогов игры.

III этап.  Цель: развивать творчество детей.

Первоначально вариант вносит сам педагог.  При варьировании игр вносятся усложнения в движения и действия водящего, играющих, могут меняться расположение игроков на площадке, способы выбора водящего,  подачи сигналов к действию и т.д.

Тренинг для педагогов.

1 конкурс: - На каких бытовых действиях построены сюжеты чувашских народных игр?

- Как происходило знакомство детей с чувашскими народными играми в прошлом и сейчас

2 конкурс: Вспомните считалки, жеребьевки, стихи и загадки про игры.

Когда апрель берёт свое

 И ручейки бегут звеня,

 Я прыгаю через нее,

 А она — через меня.(Скакалка)

Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют,

Они опять встают. (Городки)

Вот спешит с нектаром пчелка

В этот теремок

И летит с жужжаньем в щелку -

Узенький леток.

Тот, кто любит сладкий мед,

Теремок мне назовет. (Улей)

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. (Дождь)

Вот тростинка с длинной леской,

А на ней крючок-подвеска.

За уловом я пойду

С этой тросточкой к пруду. (Удочка)

Лежала, лежала да побежала.

Лежала под ёлками

подушечка с иголками. (Ёж)

Рыжая хозяюшка

из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лисица)

Под полом-полом

шевелит хвостом,

в щели глядится,

вылезти боится. (Мышь)

Кинешь в речку — не утонет,

Бьёшь о стенку — он не стонет,

Будешь оземь кидать —

станет кверху летать. (Мяч)

 ***

 Вверх-вниз, вверх-вниз.

 Кататься хочешь —

На них садись.(Качели)

3 конкурс: Распределите игры по развитию физических качеств.

4 конкурс: Предложите свой вариант чувашской народной игры и проведите ее.

ЛИТЕРАТУРА:

Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н. Волков. – Чебоксары , 2004.

Махалова, И.В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2003.

Махалова, И.В. Физическое развитие ребенка средствами чувашского фольклора / И.В. Махалова // Хрестоматия «Çăлкуç (Родник)» / Под ред. Г.П. Захаровой. – Чебоксары, 2006.

Махалова, И.В. Солнышко сияет, играть нас приглашает: Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду : Учебно-методическое пособие / И.В. Махалова, Е.И. Николаева. – Чебоксары, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские народные игры как средство физического развития детей

Внедрение национально-регионального компонента в образовательной области "Физическая культура" в ДОУ....

Народные игры как средство физического развития детей

Консультация для воспитателей«Народные игры как средствофизического развития детей»...

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...

Народная игра, как средство физического развития дошкольников

Уважаемые коллеги! представляю вашему вниманию презентацию на тему "Народная игра, как средство физического развития дошкольника" Здесь раскрывается именно тема использования музыкальных нар...

Чувашские народные игры как средство физического развития

Чувашские народные игры как средство физического развития...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...