Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции.
консультация (младшая группа)

Касымова Марина Валентиновна

Использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития  детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

\

Здравствуйте, я  Касымова Марина Валентиновна, работаю с группой детей раннего возраста.

Слай 1.Сегодня, я расскажу, об использование дидактических игр как средство сенсомоторного развития  детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции.

Хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Мы все живем  в различных квартирных условиях и поэтому имеем  различные возможности для организации детского уголка дома, и, тем не менее, желательно, чтобы в каждом доме была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир  при небольшом руководстве взрослых. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. В настоящее время у большинства детей слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия, что выясняется в ходе наблюдения за детьми. Одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Сенсомоторное развитие актуально для детей любого уровня развития и возраста. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей является важным условием их полноценного развития. Именно младший возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 2. Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника, познавательной и личностной сферы, необходимой для социальной адаптации в детском коллективе.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда  дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя  с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Слайд 3. В.А.Сухомлинский  справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В процессе сенсомоторного воспитания, у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве; развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

Свою Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности; в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей:

Слайд 4. Игровая деятельность:

• сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Больница» и т. д.);

• театрализованные игры;

• игры со строительным материалом, со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п;

• с природным материалом; с бросовым материалом;

• Игры с правилами,

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра».

Ведущая деятельность для маленького ребёнка – игра, поэтому особое место в сенсомоторном центре занимают дидактические игры.

И Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми Для развития сенсомоторных способностей детей раннего возраста, в которые мы играем в детском саду и в которые советую играть дома, в период изоляции.

Игры оснащены дидактическим материалом и соответствуют возрастным особенностям детей. Играя, все действия дети выполняют пальчиками. Распределение картинок, действия с прищепками, пуговицами, рисование манкой способствуют и формированию знаний, и развитию мелкой моторики.

Слайд 5. Так, в игре «Разноцветные прищепки», помимо развития мелкой моторики, можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение.

Как играть с прищепками?

 Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, это под силу полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. Я разделяю дидактические игры с прищепками на 3 вида:

•        простые, не требующие специальной подготовки;

•        игры с картонными заготовками;

•        игры с распечатанными шаблонами.

С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, ёжику колючки.

Слайд 6. Дидактическая игра по развитию представлений о величине «Домики для медвежат»

В этой игре дети упражняются в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Не только развивается умение детей сравнивать два предмета по величине «большой, маленький», но и закрепляется цвет и форма предмета.

Варианты заданий могут быть разные, например: «Спрячь под большой круг маленький круг» или «Отдай мишке большие фигуры, а зайчику маленькие»,

«Большой – маленький» ( нужно составить пары).

 Слайд 7

Игра «Золушка»

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно? Не забывайте о безопасности детей, игры с крупами проводим в присутствии взрослых.

Слайд 8

Игра «Мозаика из бросового материала»

Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.

Рисунки могут   быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы  и т. д. В таких играх закрепляются  сенсорные эталоны цвет, форма, величина. 

Слайдж 9

Игры с песком

Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? Спрячьте мелкие игрушки в песке. Дайте задание: Найди игрушку? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?

Слайд 10

Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»

Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило:  ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к  ёжику по цвету.          

Слайд 11

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Дать задание детям «Собери бусы красного цвета», Или «Сделай бусы на свой выбор».

Слайд 12

«Волшебный коробок»

Показываем ребятам коробок с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебный коробок, на котором живут цвета. Далее перед детьми лежат  яблочки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебный коробок на определенном цвете, и ребенок выбирает яблоко этого цвета и вставляет в кармашек.  

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста. 

Слайд 13 Сейчас во время самоизоляции наши дети и родители остались дома. Все эти игры можно приобрести в магазине.

Слайд 14. Но дома также можно поиграть и в игры с крупой, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Спасибо за внимание!

Слайд 15. Литература:

1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

3. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Презентацию я вам пришлю в понедельник.