Статья «Роль педагога в формировании основ культуры ЗОЖ воспитанников ДОУ»
статья

Куделя Яна Петровна

СТАТЬЯ

(Семинар – практикум)

«Роль педагога в формировании основ

культуры ЗОЖ воспитанников ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №26

 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТАТЬЯ

(семинар-практикум)

«Роль педагога в формировании основ

культуры ЗОЖ воспитанников ДОУ»

с использованием технологий: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, брейн-ринг.

Автор:

старший воспитатель

Куделя Яна Петровна

Санкт-Петербург,

2019


Цель семинара – практикума:

повысить  профессиональную компетентность педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Задачи:

  • расширение и систематизация  знаний педагогов о содержании и особенностях организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ;
  • совершенствование навыков работы по укреплению здоровья детей всех возрастных групп;
  • развитие творческого потенциала  и активности педагогов;
  • создание положительного эмоционального комфорта педагогов в процессе общения друг с другом.

Форма проведения: в форме игры  «Брэйн - ринг», члены педагогического коллектива разделяются на две команды, выбирают себе название, капитана,  занимают  места за столами.  В роли ведущего  игры выступает старший воспитатель. Оценивать  игру будет экспертная комиссия, состав которой входят заведующий детским садом, инструктор по физическому воспитанию.

Правила игры: командам  игроков  задаются вопросы, которые наглядно представлены на сладах  компьютерной презентации. Командам дается время на обдумывания ответа – 1 минута. Озвучивают ответы капитаны,  команда соперников не перебивает и не подсказывает. Каждый ответ оценивает экспертная комиссия, в заключении комиссия подводит  игры.

Ход семинара

1.Вводная часть.

Организационный момент.

Сообщение присутствующим  о цели и форме проведения семинара-практикума. Деление присутствующих на две команды, выборы  названия и  капитанов команд, размещение за столами.

Ведущий: Что же собой представляет понятие «здоровье»?

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

На сегодняшний день, в соответствии с ФГОС ДО   в области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно, педагог в состоянии сделать для здоровья современного обучающегося  больше, чем врач. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Наряду с этим профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас, перед  предстоящей  серьёзной деятельностью,  мы вам предлагаем несколько несерьезных советов.

Несерьезные советы

  • Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
  • Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. 
  • Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
  • Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
  • Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
  • Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
  • Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
  • Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
  • Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
  • Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
  • Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
  • Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
  • Кто в радости живет, того и кручина неймет.
  • От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены воспитателям  для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

2.Основная часть.

Ведущий задает  вопросы командам:

1.Назовите виды двигательной активности воспитанников  в воспитательно – образовательном процессе.

(Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, утренняя гимнастика, подвижные игры, прогулки, бодрящая гимнастика, физические упражнения на прогулке, физкультминутки и динамические паузы, физкультурные досуги, праздники и развлечения, самостоятельная двигательная активность).

2. Перечислите основные оздоровительно – профилактические мероприятия в детском саду

(Прием отвара шиповника, соков, витаминотерапия, кислородный коктейль, фитотерапия, НОД на свежем воздухе, прогулки, закаливание, гимнастики.)

3.Перечислите виды и способы закаливающих процедур детей дошкольного возраста.

(Утреннее умывание, мытьё рук перед едой, мытьё ног перед сном;

игры с водой; систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры, обливание ног водой с постепенным понижением  температуры).

4.Что такое утренняя гимнастика?

(Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день).

5.Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?

 (Разбудить организм ребенка и настроить его на предстоящий день.  Разносторонне, но умерено влиять на укрепление костно - мышечного аппарата. Активизировать деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем. Способствовать формированию правильной осанки и походки. Профилактика плоскостопия.)

6.Какова продолжительность утренней гимнастики в каждой возрастной группе?

(В первой младшей группе длительность ее составляет 4-5 мин,

во второй младшей группе – 5-6 мин,

в средней – 6-8 мин,

в старшей - 8-10 мин,

в подготовительной группе – 10 – 12 мин.)

7. На какой период составляется комплекс утренней гимнастики и почему?

(На 2 недели)

8.Из каких комплексов составляется утренняя гимнастика и почему?

(Из знакомых, ранее изученных на НОД)

9.Как можно изменить утреннюю гимнастику, чтобы повысить физическую нагрузку?

(Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения).

10.Назовите варианты проведения утренней гимнастики.

(Обычная (строевые упражнения, перестроения, ОРУ); из набора подвижных игр (2-3 подвижных игры); музыкально – ритмическая гимнастика; игрового характера; комплекс упражнений с тренажерами; с предметами и без предметов; сюжетная гимнастика; по показу ребенка; по схемам. На свежем воздухе можно использовать такие виды:

Оздоровительные пробежки в сочетании с дыхательными упражнениями;

Полоса препятствий.)

11.Перечислите условия проведения утренней гимнастики (место проведения)

(Спортивный или музыкальный зал, групповая комната, спортивная площадка детского сада в весеннее – летний период, в зависимости от погодных условий).

12. На что направлена гимнастика после сна?

(Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так же является закаливающей процедурой. Гимнастика после сна помогает детям поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия).

Динамическая пауза.

Что такое физкультминутка?

Это физические упражнения, проводимые в группе во время НОД, для смены деятельности и привлечения внимания воспитанников или физкультурные минутки – это кратковременные перерывы на занятиях длительностью 1-2 минуты для проведения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной трудоспособности и профилактики нарушения осанки.

Следующее задание  для команд заключается в проведении  физкультминутки.

- для старшего дошкольного возраста

- для младшего дошкольного возраста

13. Из каких частей состоит НОД по физической культуре и что включает в себя каждая из частей?

(Три части НОД вводная – строевые упражнения, ходьба и бег в чередовании, основная – ОРУ, ОВД, подвижная игра и заключительная – спокойная ходьба, игра малой подвижности, дыхательная гимнастика)

14.Какова продолжительность НОД по физической культуре в каждой возрастной группе?

(В группах раннего возраста: от 1г.7м до 2 лет - составляет 8-10 мин, от 2 л.1.м. составляет 10-15 минут, в младшей группе – 15 мин, в средней – 20, в старшей – 25, в подготовительной группе – 30 мин)

15.Какова ежедневная продолжительность прогулки по СанПин?

(Ежедневная продолжительность прогулки должна составлять 3-4 часа, 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом домой)

16. При каких погодных условиях рекомендуется сокращать продолжительность прогулок?

(Продолжительность прогулки сокращается  при  температуре Прогулки при – 15 градусов и скорости ветра более 7м/с)

17. Перечислите основные формы и виды работы по приобщению родителей к здоровому образу жизни.

Разгадывание  кроссворда  «Физические качества личности»,  команда, первая разгадавшая кроссворд, получает  дополнительный бал.

1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость).

2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной поверхности (равновесие).

3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрота).

4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности как можно дольше (выносливость).

5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила).

6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).

7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер).

3.Заключительная часть.

Выступление экспертной комиссии, подведение итогов.

Релаксация.

Ведущий. Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация. Предлагаем вашему вниманию релакс видео "Перед снегом".

Информационные источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"

Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...

СТАТЬЯ "РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Воспитатель и ребенок...В группе детского сада воспитатель-- самый главный человек для дошкольника. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно гулять, играть,когда можно порисовать ил...

Статья для участия в конференции на тему "Роль педагога в формировании личности ребенка"

Насколько педагог искренен и открыт к восприятию ребенка, настолько в дальнейшем сам растущий человек будет учиться принимать и уважать себя. Только дух поддержки, доверия, принятия ребенка без о...

СТАТЬЯ «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

СТАТЬЯ«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»

Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»...

Статья: «Роль педагога в формировании и развитии личности дошкольника»

Аннотация: в данной статье автор делает попытку рассмотреть вопрос о роли воспитателя в формировании и развитии личности дошкольника. Произведен анализ литературных источников в области исследований л...