СТАТЬЯ «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Устинова Екатерина Валерьевна

 

СТАТЬЯ

«Роль педагога в формировании

личности ребенка дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_pedagoga.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«Роль педагога в формировании

личности ребенка дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Устинова Екатерина Валерьевна

Санкт-Петербург 2018

«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог»

 Лев Толстой

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души.  Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней.

Как только ребенок приходит в учреждение, у него появляется новый взрослый — педагог, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно педагог является наиболее значимой личностью.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога, на те или иные действия ребенка или события. Искренне радуясь успехам ребенка, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ему поддержку, в которой так нуждается он.

Чтобы воспитывать личность в детях, педагог должен постоянно работать над собой, а так же обладать такими качествами как:

  • Способностью к эмпатии, вниманием к потребностям детей
  • Умением придать личностную окраску преподаванию, общению с воспитанниками
  • Владением стилем лёгкого, неформального общения с детьми
  • Эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, жизнерадостностью, умением создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия.

Для такого педагога внутренняя психологическая сторона дела важнее внешней; люди и их реакции являются для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации. Таким образом, позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших критериев эффективности его работы и способствует формированию у детей адекватной «Я-Личность». Благодаря умелой работе таких педагогов, в образовательном учреждении могут быть созданы условия для нормального развития личности ребёнка.

 Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологический климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

По отношению к детям важными условиями развития их позитивного самовосприятия являются:

  • умение педагога найти индивидуальный подход к ребёнку;
  • в центре внимания педагога должна стоять эмоциональная жизнь воспитанника, неудачи детей чаще всего связаны с эмоциональными затруднениями, поэтому сочувствие со стороны воспитателя поможет избежать чувства страха;
  • максимальная вовлечённость ребёнка в разнообразные виды деятельности повышает самооценку  ребенка;
  • педагог должен научиться принимать ребёнка таким, какой он есть;
  • создавать для детей ситуацию успеха;
  • важнейшим источником формирования позитивного представления о собственном «Я» является внешний облик ребёнка, его физическое и психическое здоровье, поэтому педагог должен быть аккуратен в своих высказываниях, касающихся внешности детей;
  • имя также играет роль во влиянии на него. Частое обращение педагога к ребёнку по фамилии воспринимается как пренебрежительное отношение к нему, что зачастую приводит к снижению самооценки.

Педагог, работающий с детьми, постоянно находится в состоянии включённого наблюдения. Фиксируя высказывания детей о себе, близких, сверстниках, их поведение по отношению к себе и другим, можно сделать вывод о состоянии «Я-личность» ребенка. Неуверенные в себе, своих способностях, добром отношении окружающих дети имеют, как правило, низкую самооценку. Роль педагога, заключается в том, чтоб у ребенка не возникли чувства, дискомфорта прибывая в коллективе дошкольного учреждения.

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Именно в период школьного детства закладывается базис личностной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Данный материал поможет воспитателю в работе....

Статья "Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

В данной статье описывается работа по ознакомлению дошкольников всех возрастов с художественной литературой....

Статья " Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом....

Статья: "Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...

Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Статья: «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – короткий, но крайне важный период становления личности. За этот период ребёнок приобретает фундаментальные (первоначальные) знания об окружающем мире, у него начинается скла...