Статья: «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Анастасия Игоревна Сухова

Дошкольный возраст – короткий, но крайне важный период становления личности. За этот период ребёнок приобретает фундаментальные (первоначальные) знания об окружающем мире, у него начинается складываться характер, формируются навыки, привычки, определенное отношение к людям. Игра – это своеобразный путь к познанию мира. Именно она помогает детям развиваться, набираться опыта и создавать свою картину мира. Ведь игра – отражение жизни, она «спутник детства».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – короткий, но крайне важный период становления личности. За этот период ребёнок приобретает фундаментальные (первоначальные) знания об окружающем мире, у него начинается складываться характер, формируются навыки, привычки, определенное отношение к людям. Игра – это своеобразный путь к познанию мира. Именно она помогает детям развиваться, набираться опыта и создавать свою картину мира. Ведь игра – отражение жизни, она «спутник детства».

Во время игры ребёнок познаёт мир, развивается. Игра является ведущей деятельность дошкольника, затем сопровождает его на протяжении всей жизни. Она занимает главную роль в жизни дошкольника. В играх ярко проявляется личность ребенка.

Игра помогает осваивать окружающий мир. Также игра оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка, с помощью игры ребёнок получает общественный опыт и усваивает его.

К.Д.Ушинский определил игру для ребенка, как посильный способ вхождения во взрослый окружающий мир. Во время игры ребёнок подражает, приобретает новый опыт, делится им с другими деться, усваивает разные стороны человеческих отношений и воспроизводит их. Ребёнок развивается в движении, поэтому самое лучшее и эффективное средство формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность ребёнка. Игра в этом помогает детям, дает большую возможность для проявления своей детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Очень важно понимать природу детской игры. В игре все «как будто» и «понарошку», но именно здесь, в этой условной обстановке, которая создается воображением и фантазией, но там и много настоящего: действия и чувства детей всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, они важны. Конечно, малыш понимает, что зайка и кукла не настоящие, но он любит их по-настоящему, как живых. Он знает, что солдатик на самом деле не настоящий военный, но он чувствует и радуется его победам, храбрости и отваги.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, обычно их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В таких играх ребенок воспроизводит все то, что он видит в обычной жизни и деятельности взрослых, копируя привычки и поведение. Творческая игра наиболее ярко формирует личность ребенка и является важным средством воспитания. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, их понимание разных обстоятельств и ситуаций. Содержание сюжетно-ролевых игр придумывают сами дети, задача взрослого помогать, направлять. Жизненные впечатления ребенка, его опыт, наблюдения – основной источник, питающий игру ребенка.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Смысл заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и «проживает» эту игру, создает обстановку, придумывает героев, отношения между ними. Например, играя в доктора, изображает врача, который лечит и спасает жизни.

Самостоятельность в творческой игре важная основа. Дети выбирают сами тему игры, придумывают линию сюжета, действия, различные ситуации, распределяют роли. Здесь отражается личность ребенка, его взгляд на мир, на дружбу, он будто высказывает свое мнение, «проживает» по-своему эту игру, становится хозяином. Взрослый лишь помогает и не в коем случае не мешает, становится другом, помощником даже спутником для ребенка. В сюжетно-ролевой игре, знания и впечатления ребенка не остаются неизменными, они уточняются, изменяются, преобразовываются. Такая игра эмоционально насыщена, доставляет ребенка массу впечатлений, эмоций, радости и позитива.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Линия сюжета придумывается самими детьми, он – это отражение видения ребенка на ту или иную ситуацию, на события и взаимоотношения жизни. Сюжеты очень разнообразны, их может быть огромное количество. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Тут во многом имеет вес опыт самого малыша. Пока ребенок маленький, он играет в игры с элементарным сюжетом (например, врач, который измеряет температуру и смотрит горло), по мере взросления он набирается другого, иного опыта. Затем этот опыт он проигрывает (врач уже не только измеряет температуру, он уже ставит прививки и даже проводит операции).

По содержанию игры детей младщего дошкольного возраста отличается от старшего. Это связано так же с отсутствием опыта, мышления, речи, особенностями развития воображения. По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок. Все естественные потребности у ребенка: познавательная, музыкальная, художественная могут быть удовлетворены через игру.

«Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет.»  (А.С.Макаренко). Хочется сказать, что между игрой и работой нет большого различия. Ведь в каждой хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Миссия родителя здесь тоже очень важна: не нужно закидывать огромным количеством бесполезных игрушек, лучше оставить месту фантазии и воображению. К примеру, купили родители малышу красивую большую и дорогую лошадку, с шикарной и роскошной гривой – малыш поиграл с ней день, другой, а затем забросил ее в дальний угол своей комнаты. А другому ребенку родители не смогли купить дорогую лошадку, поэтому ребенок при помощи швабры и ленты изобрел сам себе лошадь, где вообразил себя всадником. Сразу понятно, где ребенок проявил фантазию и воображение, и к тому же еще сэкономил семейный бюджет. Дети 90-х не имели много возможностей для многообразия и изобилия игрушек. Именно поэтому фонтан воображения «бил ключом». То прыгали с дивана, на кресло, затем на стул и обратно на диван, потому что на полу лава и ни в коем случае нельзя туда наступать, а то сгоришь. Еще пример, когда мальчишкам во дворе очень хотелось почувствовать себя самыми настоящими рыцарями, но прекрасных и блестящих саблей у них не было, и на замену пришли самые обычные палки, которые в их руках становились самыми настоящими и доблестными саблями. Фантазия – самый лучший друг ребенка, с ней ему никогда не будет скучно, взрослым обязательно нужно поддерживать идеи малыша и подпитывать их новыми идеями.

Хочется не упустить из внимание еще дидактические игры, которые просто отлично развивают ребенка со всех сторон. Например, блоки Денеша и палочки Кюизенера. На самом деле, это просто уникальные пособия, которыми могут пользоваться дошкольники и младшие школьники. Это универсальный способ подачи информации. Ребенок с помощью данных дидактических игр развивает мышление, логику, знакомится с геометрическими фигурами, приобретает первичные навыки алгометрического мышления, активизируется память, развивается способность концентрироваться и удерживать внимание, ребенок начинает знакомиться с цветами, формами, длинной и высотой, он классифицирует. Но здесь сам ребенок играть не сможет. Он сможет рассматривать, трогать предметы, но только при систематических занятиях со взрослым и только в присутствии взрослого, с его наставлением, можно достичь хороших результатов. Воспитатель или родитель здесь наставник, он помогает малышу освоить этот интересный мир увлекательных дидактических игр.

Пользуются популярностью так же и настольные игры. Такие как пазлы и конструктор. Сейчас существует огромное количество разных пазлов и констукторов, на любой вкус и цвет. Они прекрасно развивают логическое мышление, тренируют усидчивость и память. В постройках прекрасно раскрывается творческий потенциал ребенка и багаж знаний увеличивается.

Подвижные игры тоже очень важны для малыша. Ведь когда ребенок двигается, он развивается. Они бывают разнообразными по смыслу, но при этом приносят массу удовольствия и веселья. Они направлены на укрепление физического здоровья, развитие мышления, ловкости, сноровки, смекалки и также обучают морально-волевым качествам. Они могут проходить в детском саду, на улице во дворе во время прогулки, на занятиях по физкультуре, с мячом , скакалками. Примеры подвижных игр: «Мыши водят хоровод» (стандартная схема, когда кот догоняет мышку) детям всегда нравится эта игра, они всегда ловко с ней справляются; «Через ручеек» (игра с прыжками и ходьба по узеньким дорожкам, дети формируют умение держать равновесие).Очень важно в любой игре, чтобы дети научились убирать игрушки и любой инвентарь, который был использован в игре. Можно придумать игровую ситуацию, которая бы способствовала этому навыку.

Игра – э то не только радость и веселье. С помощью игры, дети учатся жить, они развиваются, общаются, тем самым приобретая новые знания и обмениваясь опытом. Дети растут, и игра меняется вместе с ними, здесь он получает полноценное общение со сверстниками. Очень важна давать ребенку право выбора той или иной игры. Давать возможность самовыражаться, не критиковать и не навязывать свои «правильные» условия игры, пусть ребенок пофантазирует и придумает новые правила, либо внесет коррективы в уже существующие правила игры. Ведь это путь к творческому воображению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Статья.Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Роль игры в жизни ребёнка дошкольного возраста....

«Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста».

​Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связа...

Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"...

Статья "Роль воспитателя в жизни ребенка дошкольного возраста"

Статья посвещена вопросам воспитания детей, а так же роли воспитателя в жизни ребенка....

Статья «Роль игры в жизни ребенка»

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве? Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая...

Консультация для родителей: "Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка дошкольного возраста"...