Статья на тему «Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
статья

Наталья Александровна Орагвелидзе

Статья на тему "Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

 « Игра для детей,- способ познания окружающего.Играя, ребёнок изучает цвет, форму, пространственные отношения….»     Н. К. Крупская.

   Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

   Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

   Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

   В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

   Играя, дети становятся общительнее, послушнее, дружелюбнее.

Во время игры ребёнок формируется как личность, у него развиваются психические качества, от которых впоследствии будет зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношение к окружающим. Игра влияет не только на развитие личности, но и формирует и развивает речь и произвольность внимания.

   Она является ведущей деятельностью в жизни дошкольников, поскольку никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на всестороннее развитие ребёнка.

   Таким образом, игра, при правильном её формировании, решает задачи : умственного, нравственного, эстетического развития каждого ребёнка. Игра даёт хорошие результаты, когда дети знакомятся с более широким кругом познавательных процессов: беседами, наблюдением, чтением художественной литературы, участием в трудовой деятельности др. Пополняя опыт увиденного и услышанного, а так же сделанного своими руками, дети учатся применять свои знания и умения в игровой деятельности, у них появляется интерес к труду взрослых, к героическим подвигам людей.

   Игры бывают сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные и др. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят то, что видят в семье и в окружающей действительности. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок часто копирует действительность, комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств

для её воспроизведения. В игре дети проявляют себя как драматурги, декораторы, актёры. В отличие от взрослых, они не вынашивают свой замысел, не готовятся к выполнению роли, как актёры, а играют для себя, выражая свои мечты, чувства, мысли, которые испытывают в настоящее время. Самыми любимыми сюжетно-ролевыми играми наших воспитанников

являются, такие игры: «Библиотека», «Космонавты», «Семья», «Военные», «Парикмахерская», «Почта», «Пожарные», «Полиция», «Магазин» и др.

В сюжетно-ролевых играх у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям, быть честными, добрыми, мужественными. С помощью бесед, чтения художественной литературы, своим личным примером, педагог может организовать дружный коллектив, воспитать у детей добрые, уважительные чувства, которые в жизни сыграют положительную роль.

   Так же, большой интерес испытывают дети в театрализованной игровой деятельности. Маленькие артисты учатся подражать животным, героям сказок, говорить их голосами, изображать их движения и повадки. Эти игры развивают речь детей, учат их добру, вызывают положительные эмоции.

Дети с удовольствием играют добрых, положительных героев, отрицательные роли играют без должного интереса или совсем отказываются от них.

   В нашем детском саду есть уголок театрализованной деятельности, где дети могут выбрать костюмы и шапочки и самостоятельно обыграть сказку, а так же есть кукольный, настольный, перчаточный, теневой театры, театр ростовых кукол, которые дети так же могут использовать для самостоятельной театрализованной деятельности.

   Кроме сюжетно-ролевых и театрализованных игр, учим детей играть в игры с правилами, - это дидактические и подвижные игры. Они дают возможность

повторять ненавязчиво правила игр, упражнений для развития мышления, речи, произвольного внимания, памяти, физических качеств.

   Каждая игра с правилами имеет определённую задачу, которая направлена

на решение задуманных воспитательных задач. Дидактические игры привлекают детей своим содержанием: отгадать, найти, назвать.

Воспитанники стараются выполнить правила игры, ведь только тогда можно добиться положительного результата. В ходе дидактических игр дошкольники учатся быть организованными, внимательными, аккуратными,

а самое главное , бережливыми, потому что «лечить больные коробочки» с играми приходилось играющим.

    Большое внимание уделяется подвижным играм. Дети в основном оказывают предпочтение играм ,как подвижным, так и малоподвижным. Играют в них и в группе , и на прогулке, на физкультурных занятиях и на музыкальных. Эти игры способствуют двигательной активности детей, в них развивается речь, память, взаимовыручка, быстрота, песенные навыки (в хороводных и музыкальных играх), внимание, ловкость и др.

   Исходя из всего перечисленного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит играм, поэтому каждый ребёнок должен уметь играть в разные игры и мы педагоги должны ему в этом помочь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему :«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

В младшей группе проведено собрание в нетрадиционной форме за круглым столом. ТЕМА: родительского собрания «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»В собрании обсуждается вопрос...

Конспект родительского собрания .Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста....

Роль игры в развитие ребенка дошкольного возраста

Игра-ведущий вид деятельности ребенка....

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста...

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Полезные советы для родителей о важности игры для развития ребенка....

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. (В. А. Сухомлинский)Дошкольное детство — корот...

Статья на тему: "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Семья – первый коллектив, который формирует детские умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с ...