Игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию гностически-праксических функций у дошкольников.
картотека (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

     У многих детей обнаруживается  недостаточность развития моторики: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Наша задача — с помощью игр и упражнений сформировать и откорректировать различные виды праксиса: динамического, праксиса позы, орального, пространственного, конструктивного, символического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornyy_praksis.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения,  направленные на формирование и коррекцию гностически-праксических функций у дошкольников.

 

Игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию праксических функций

у детей дошкольного возраста

 

     У многих детей обнаруживается  недостаточность развития моторики: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Наша задача — с помощью игр и упражнений сформировать и откорректировать различные виды праксиса: динамического, праксиса позы, орального, пространственного, конструктивного, символического.

Озорные обезьянки

Цель:  формирование и коррекция орального  праксиса

Ход игры:

Все дети — обезьянки, стоят по кругу.  Пока звучит музыка «Чунга-Чанга», обезьянки передают друг другу «апельсин». Та обезьянка, у которой окажется апельсин, когда музыка остановится, показывает какую-либо гримасу, все за ней повторяют.

Взрослый может подсказывать обезьянке гримасы

-Надуть щеки

-Оскалить зубы

-Поцокать языком

-Вытянуть язык

-Вытянуть губы в трубочку

-подудеть, посвистеть.

Цветные флажки

Цель: формирование и коррекция символического праксиса, реакции выбора движений по инструкции

Ход игры:

Взрослый поочередно показывает флажки, дети выполняют движения в зависимости от цвета:

-Красный — грозят пальчиком

-Белый — сдувают пушинку с ладони

-Зеленый — здороваются

-Синий — аплодируют.

-Желтый — прощаются (машут)

Поначалу можно использовать 2-3 цвета

Повтори мой танец

Цель:  формирование и коррекция динамического праксиса

Оборудование: музыкальная запись

Ход игры: 

Участники свободно танцуют под музыку. Ведущий несколько минут наблюдает за группой, затем останавливает музыку. Он предлагает всем танцевать, копируя танец одного из участников. Этот участник начинает танцевать, и группа танцует, подражая его манере. Затем ведущий выбирает участника, танцующего в другой манере, и группа снова подражает. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не покажут свой танец. 

Участники могут пробовать разные движения в парах.

 

Слушай и иди

Цель:  формирование и коррекция орального и символического праксиса

Оборудование: повязка на глаза

Ход игры:  

одному  играющему завязывают глаза, он должен вслепую дойти до стула, стоящего в другом конце комнаты. Один из участников хлопает в ладоши, указывая водящему, что надо идти вперед, другой топает ногами,  направляя водящего назад, третий, цокая, подает сигнал сделать шаг вправо, четвертый шипением обозначает шаг влево. 

Вертящийся бубен

Цель:  формирование и коррекция динамического праксиса 

Оборудование: бубен

Ход игры: 

Группа садится в круг. Ведущий держит бубен в вертикальном положении, подходит к одному  из игроков  и протягивает ему бубен. Игрок ударяет в бубен слабо или сильно. Если удар был слабый, ведущий слегка разворачивается и возвращается в исходную позицию. Если удар был сильный, ведущий поворачивается вокруг своей оси и занимает первоначальное положение. 

После этого ударить в бубен предлагается следующему участнику.

Спящий бубен

Цель:  формирование и коррекция динамического праксиса

Оборудование:  бубен с тарелочками

Ход игры: 

Дети сидят в кругу, осторожно и бесшумно передают  бубен соседу. Направление, в котором передают бубен, можно менять в любой момент. 

Можно передавать сразу два музыкальных инструмента.

Волшебный ящик

Цель:  формирование и коррекция динамического, символического и орального праксиса

Ход игры:

Взрослый или дети ставят воображаемый ящик в центре комнаты  и открывают его. Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из детей  подходит  к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытаскивает". Затем без слов, т.е. одними движениями и жестами, показывает остальным,  что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из волшебного ящика, он может присоединиться к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.

Мышки

Цель:  формирование и коррекция динамического и символического  праксиса

Ход игры:

Взрослый обращается к детям: « Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам...  Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.

 

Что я делаю?

Цель:  формирование и коррекция динамического, символического и орального праксиса

Ход игры:

Взрослый показывает детям какой-либо предмет, и объясняет, что он не обычный, а волшебный, и может превращаться    во множество разных вещей. Дети передают предмет друг другу по очереди, и каждый   выходит в центр круга и без слов показывает,  в качестве чего он будет его использовать,  а остальные должны  догадаться.

Например, веник можно использовать в качестве гитары, лошадки, опахала, букета...

Дaтcкий бокс

Цель:  формирование и коррекция  праксиса позы — кисти руки

Ход игры:

Дети разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сжимают руку в кулак и прижимают его к кулаку своего партнера так, словно они приклеены друг к другу, а большие пальцы направлены вверх. Задача игроков — прижать своим большим пальцем палец  партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно  начать следующий раунд.

Бумажные мячики

Цель:  формирование и коррекция динамического праксиса

Ход игры:

Комната разделяется на две половины. Дети делятся на две  команды и встают по обе стороны от черты. Каждая команда получает по стопке  бумаги формата А-4.  Держа лист только одной рукой, нужно скомкать его, начиная с угла, так, чтобы получился довольно плотный мячик. Каждый ребенок изготавливает по 3 — 4 мячика.  

Затем игроки каждой команды начинают  перебрасывать мячи на сторону противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей.

Затейники

Цель:  формирование и коррекция динамического праксиса, двигательных программ

Ход игры:  

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирается двух водящий  – затейник  Он становятся в центре круга. Дети идут по кругу, произнося слова:

Ровным кругом, друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что затейник нам покажет,

То и будем выполнять!

После этих слов водящий показывает какое-либо  упражнение, а остальные игроки его повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 

 Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. 

Тяжелый или липкий?

Цель:  формирование и коррекция динамического, символического и орального праксиса

Оборудование: бубен

Ход игры: 

дети сидят в кругу, передают друг другу бубен, представляя, что он очень тяжелый. Затем бубен становится липким, скользким, пахнущим. 

Ведущий может почти выронить тяжелый бубен или изобразить, что липкий бубен приклеился к одежде.

Можно передавать воображаемый предмет, горячий или малюсенький..

Магазин игрушек

Цель:  формирование и коррекция динамического и символического  праксиса, выполнения сложных программ.

Ход игры:

Выбирается директор магазина, остальные дети — игрушки. После слов директора  «Магазин закрыт» игрушки двигаются в зависимости от своего названия. Когда директор произносит фразу «Магазин открыт», игрушки замирают. Директор «включает» их по очереди, они «работают».

Ребенок, интереснее всех изобразивший игрушку, становится водящим.

Король мавров

Цель:  формирование и коррекция динамического и символического  праксиса,  выполнения сложных двигательных программ.

Ход игры:

Один из играющих становится королем мавров, все остальные — мавры. Король становится за одной чертой — мавры — за другой на расстоянии десяти - двадцати шагов. Мавры подходят к королю, хором ведут перекличку:

 Здравствуй, король мавров!

 Здравствуйте, кто вы?

 Мы — мавры!

 Что вы умеете делать?

 Любую работу

Играющие изображают какую-либо работу, о которой заранее договариваются, например, пилят, копают, рубят и т. п.  Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы.

Слушай хлопки

Цель:  формирование и коррекция выполнения сложных двигательных программ

Ход игры:

Дети идут друг за другом. Если ведущий хлопает в ладоши один раз, они 

идут в  противоположную сторону. Если ведущий хлопает два раза, дети продолжают идти в прежнем направлении.

Выполняй правильно

Цель:  формирование и коррекция динамического и символического  праксиса,  выполнения сложных двигательных программ.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Им предлагается выполнить следующие задания:

 

1. Цапля. Правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища, правую ногу согнуть в колене, носок оттянуть. Затем поменять ногу.

 

2. Пила и молоток.  Правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздей. 

 

3. Поезд  Задание выполняется в парах. Мальчики встают напротив девочек. Каждый берет девочку сначала за правую, а затем за левую руку и выполняет круговые движения руками в направлении от девочки к себе.  Затем задание выполняют девочки. 

 

4. Повтори за мной.  Педагог показывает движение, дети его повторяют: правая рука вверх, левая — вниз. Правой рукой ребенок медленно похлопывает себя по голове, левой поглаживает себя по груди и животу. Затем меняет положение рук: левая вверх, правая - вниз.

 

Игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию гностических функций у детей дошкольного возраста

 

     Исследования   Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы базу для развития более сложных психических функций.  Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая.  Формировать и корректировать акустический, зрительный, тактильный, зрительно-пространственный, сомато-пространственный и цветовой гнозис помогают специальные  и упражнения. 

 

Ухо-нос

Цель:  формирование и коррекция сомато-пространственного гнозиса

Ход игры:

Взрослый стоит напротив детей, показывая свой нос или ухо, и называя то, что показывает. Дети повторяют движения. Через некоторое время взрослый начинает путать детей, показывая, например, на ухо, а называя нос.  Дети должны показывать на то, что взрослый называет.

Точный поворот

Цель:  формирование и коррекция зрительно-пространственного гнозиса

Ход игры.

Дети садятся на стулья, стоящие в ряд на расстоянии 1-1,5 метров друг

от друга, по очереди закрывают глаза и выполняют задания педагога.  

 

Задания:

1. Игрок должен встать со стула, сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, снова направо,  пройти 5 шагов. Повернуться налево, еще раз налево и сесть на стул.

2. Игрок должен встать со стула, сделать 3 шага вперед, повернуться налево, еще раз налево. Снова пройти 3 шага вперед, повернуться направо, еще раз направо и открыть глаза. 

3. Игрок выполняет 4 приставных шага вперед с правой ноги, поднимает вперед левую, затем правую руку, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с левой  ноги, поворот направо, налево и открывает глаза. 

4. И.П. - руки на поясе. Игрок выполняет 5 приставных шагов вперед с левой ноги, поднимает по очереди вверх руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с правой ноги, поворачивается налево, направо, открывает глаза.

5. И.П. - руки на поясе.  Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с правой ноги, 2 приставных шага вперед с левой ноги, один приставной шаг влево, поворот налево, 1 приставной шаг вправо, поворот налево и 3 шага вперед, открывает глаза.

Рисунки на спине

Цель:  формирование и коррекция сомато-пространственного гнозиса

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, по очереди рисуют друг у друга на спине что-нибудь несложное: круг, солнышко, букву, елочку. 

Чудесная муфта

Цель:  формирование и коррекция тактильного гнозиса

Ход игры:

Дети разбиваются на пары, по очереди рисуют друг у друга на спине что-нибудь несложное: круг, солнышко, букву, елочку. 

Ход игры: Ребенок должен двумя руками ощупать предмет, спрятанный в муфте и назвать его.

Найди друга

Цель:  формирование и коррекция сомато-пространственного гнозиса

Ход игры:

Дети двигаются по кругу, взрослый произносит слова:

По дороге я иду,

Друга я себе найду.

Где ты, друг, милый мой,

Поздороваюсь с тобой!

Дети находят себе пару, здороваются, пожимая руки друг другу. 

При повторении игры взрослый меняет текст 

«На носочках я иду...спинкой я потрусь с тобой»          »

«Я на пяточках иду... мы обнимемся с тобой» 

Свободный стул

Цель:  формирование и коррекция слухо-моторной кординации

Оборудование:  погремушка для каждого участника

Ход игры:  

Группа садится в круг, в котором одно место остается свободным. Участник, справа от которого находится свободный стул, старается взглядом и игрой на инструменте «переманить» кого-нибудь из группы на соседний стул.  Когда свободный стул оказывается занят, игру продолжает участник, сидящий справа от свободного стула.

Передай сообщение

Цель:  формирование и коррекция слухо-моторной кординации

Ход игры: 

участники стоят  в кругу . Ведущий передает сообщение (один или несколько хлопков в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, за спиной, по кругу над головой, по коленкам, по бедрам,  указательными пальчиками ; с разным ритмическим рисунком, с разной силой стоящему слева него, а тот, в свою очередь, следующему. 

Коровы собаки, кошки

Цель:  формирование и коррекция акустического гнозиса

Ход игры:

Взрослый подходит к каждому из детей и  шепчет на ухо: "Ты будешь коровой", или:  "Ты будешь собакой", или:  "Ты будешь кошкой".

После этого дети закрывают  глаза, встают и подражают голосам тех животных, которых они превратились.  Не открывая глаз, дети должны  объединиться   в группы со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как они. Можно ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки,  нужно идти уже вдвоем и вместе издавать звук этого животного, чтобы найти других детей, "говорящих" на их языке.

Бомба

Цель:  формирование и коррекция акустического гнозиса

Оборудование: будильник или таймер 

Ход игры: в комнате заранее спрятан будильник, дети  бесшумно передвигаются по комнате,  ищут источник звука, стараясь найти его раньше, чем он зазвонит (2-3 мин).

Корабль среди скал

 Цель:  формирование и коррекция сомато-пространственного гнозиса

Оборудование:

Повязка на глаза.

Ход игры:

Один из детей становится кораблем, а другой — капитаном корабля, третий — гаванью. 

Все остальные  дети сидят на стульях, они — скалы посреди моря.  Кораблю завязывают глаза, и капитан управляет им с помощью одних только слов так, чтобы тот не налетел ни на один утес и приплыл к гавани. Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать "кораблю": "Ты достиг цели", и радостно заключить "корабль" в объятия.

Музыкальные обручи

Цель:  формирование и коррекция зрительного гнозиса

Оборудование: обручи нескольких цветов,  музыкальная запись.

Ход игры:  обручи разложены на полу.  Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, бегать, танцевать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, ведущий называет цвет, на который можно (нельзя)  становиться. Дети  находят себе обруч и встают в него. Обручей  может быть меньше, чем участников, в каждом обруче может быть по два - три участника.

Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.   

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения направленные на коррекцию социально-коммуникативной сферы дошкольников

Данное приложение содержит подборку игр и упражнений для коррекции агрессии, гипердинамичности, стеснительности  других проявлений социально-коммуникативной дезадаптации дошкольников...

Подготовка к школе. Игры и упражнения, направленные на развитие школьно-значимых функций

Вам, родители, предлагаются упражнения, которые  в игровой форме помогут  подготовить ребёнка к обучению в школе...

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников.

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников....

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников....

Игры и упражнения, направленных на коррекцию агрессивного поведения дошкольников.

В статье представлены игры и упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения  у детей...