Развивающие игры и упражнения направленные на формирование у дошкольников с ЗПР навыков счёта
материал (старшая группа) на тему

Лобынцева Инна Александровна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающие игры и упражнения направленные на формирование у дошкольников с ЗПР навыков счёта».

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления. Поэтому актуальность формирования у детей дошкольного возраста навыкам счета  неоспорима.

Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.

Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету.

К началу обучения в школе дети должны  иметь следующие знания:

  • счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке,
  • умение узнавать цифры подряд и вразбивку,
  • количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;
  • предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка,
  • умение составлять числа первого десятка.

В настоящее время реализация ФГТ в ДОУ требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Согласно ФГОС, основной формой работы с детьми является игра. В ходе обучения воспитателю необходимо создать в группе атмосферу игры, которая радует детей, побуждает думать, размышлять, высказываться, решать интересную и значимую задачу. Известно, что многие дети с ЗПР испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Диагностика показала, что дети на занятиях по ФЭМП редко отвечали на вопросы, внимание и память были развиты слабо, допускали ошибки в счете.

Начиная работу по формированию у детей дошкольного возраста с ЗПР навыкам счета, мы разработали перспективный план с использованием   разнообразных игр, упражнений. Подбор дидактических игр для формирования и развития количественных представлений проводился в соответствии с программными требованиями, учитывая возможности участия детей в игре и интерес к ним.  Играм с более трудным математическим заданием предшествуют игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Предлагая детям  дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях  и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Зная, что у дошкольников с ЗПР трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, больше внимания уделяли играм с различными вариантами. Это позволяло снять трудности в усвоении правил игры и сохраняло еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре. Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

Количественный счет и навыки его закрепляли в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.

Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывали в игре «Какая игрушка спрятана?». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.

Настолько-печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?» ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.

Знакомя детей с цифрами, мы предлагали различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагали детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Часто использовали такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает  фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», « Мои первые цифры».

В процессе обучения навыкам устного счета  в работу включала упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляло работу, вносило элемент занимательности.

   * * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

***

Обучение навыкам счета детей дошкольного возраста с ЗПР немыслимо без использования развивающих игр и упражнений. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для детей. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают.

 Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...

Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач....

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников.

Игры и упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности дошкольников....

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...

Игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию гностически-праксических функций у дошкольников.

   У многих детей обнаруживается  недостаточность развития моторики: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лиш...

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...