Главные вкладки

    Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"
    учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Антропова Надежда Николаевна

    При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet.docx39.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнение 2.

    Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА ПОД по двум опорным картинкам и схемам предлогов.

    Содержание. Взрослый Просит ребенка посмотреть на схемы предлогов, вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой, составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди.

    Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист.

    Упражнение 3.

    Цели. Учить ребенка определять пропущенный предлог (в, на, под) в предложении.

    Содержание. Взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.

    Дети отправились… лес. — Соседи торопятся… театр, — Лена любит детский сад («провокационное» задание).— Катя спешит… школу. —… столе стоит сервиз. —… ветках набухли почки. — Петух уселся… забор. — Коровы пасутся… лугу,— Земляника выросла… берёзой. — Марина идёт… зонтом.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД №322 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

    Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями

    http://skazka-8.ucoz.ru/_pu/5/70501153.gif

    Красноярск, 2015

    При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
    Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

    Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи

    Игра «Один - много» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах) 
    Мяч – мячи - много мячей

    Кукла – куклы – много кукол

    Стол – столы – много столов 
    Столик – столики – много столиков 
    Игра «Назови ласково» (образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательным суффиксом)

    Яблоко — яблочко 
    Лимон — лимончик вкусный – вкусненький
    Добрый слон — добренький слоник 
    Быстрая обезьяна — быстренькая обезьянка

    Игра «Вершки и корешки» 

    Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки). 
    Капуста 
    Морковь 
    Баклажан 
    Свекла 

    Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»

    Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен  существительных.  Гнездо грача – грачиное гнездо  

    Гнездо журавля –  

    Перо у гуся – гусиное  

    Перо у утки –  

    Игра «Что из чего сделано?» 

    Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных. 
    Шуба из меха — меховая шуба 
    Платье из ситца — 
    Носки из шерсти — 
    Игра «Посчитай: 1-2-5» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах)
    Автобус – один  автобус, два автобуса, пять автобусов 
    Самолет –
    Лодка  –
    Одно дерево – два дерева – пять деревьев

    Одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев

    Одна ветка –

    Одна сосновая ветка –

    Игра «Кто где живет?» 

    Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными. 
    Нора (чья?) — лисья нора 
    Берлога (чья?) — 
    Логово (чье?) — 
    Дупло (чье?) —

    Упражнение «Кто внимательный?» 
    Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
    Дети учатся….школе. 

    Дети гуляют…школой. 

    Дети вышли….школы. 

    Дети идут…….школе. 
    Дети зашли…..школу.

    Игра «Путаница» (употребление предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой)

    Дельфин, море, плавать, в – дельфин плавает в море.

    Фикус, окно, стоять, на –

    Мама, ваза, конфеты, в, класть –

    Пальма, финики, на, расти –

    Упражнения на построение предложения.

    Упражнение 1.

    Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трем опорным словам.

    Содержание. Взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова, например:

    Лена — идти — школа.

    Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — соревноваться — бассейн.

    Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

    В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

    Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

    В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

    «Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»

                         Тема: ПосудаЗадачи:Образовательные:Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».Формировать обобщ...

    «Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями». "День рождение куклы Маши"

    Тема: «День рождение куклы Маши».Задачи:Развивающие:Развивать фонематическое восприятие;Развивать артикуляционную, мелкую и  общую моторику, умение согласовывать речь с движением;Акти...

    ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

    игры и упражнения, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

    Буклет содержит игровые упражнения для развития лексико-грамматического строя речи дошкольника...

    Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры.

    Статья о развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....