Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
статья по коррекционной педагогике

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Предварительный просмотр:

Вы считаете, что у вашего ребенка есть речевые проблемы?




Логопед поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой, слуховым вниманием и др.
Логопед знает, как
научить ребенка правильно произносить звуки
Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда
Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.
Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
- этапа появления звука (постановка звука);
- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).
развивать фонематическое восприятие;
Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?
Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.
Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?
Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.
Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.
расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).
Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.
работать над умением составлять рассказы, пересказы;
обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;
формировать слоговую структуру слова;
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);
Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?
Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает норамальному произношению звуков Л и Р.
Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.
проводить логопедический массаж
Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?
Логомассаж - нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики, значит и произношения.
Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени.
Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Автор методики зондового массажа - известный логопед Е.В Новикова.
и не только...
Для ребенка составляется индивидуальная коррекционная программа, подбираются задания и упражнения.



Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ  С ТНР»

Тихонова Н.И. (Новосибирск)

Чистая правильная речь - одно из важнейших условий нормального развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, может выразить свои желания, мысли. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

         Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры  слов, фонематического слуха и восприятия,  понимание обращенной речи также не достаточно.

Как показывает практика, неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических  процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; при относительной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Так же обращает на себя внимание то, что у детей с ТНР при условии регулярного коррекционно-логопедического воздействия успешно формируются произносительные навыки (правильная артикуляции звуков; слоговая структура слов), но нарушения лексико-грамматического строя при этом остаются устойчивыми и трудно поддаются коррекции.

          Исходя из этого всё более актуальным становится поиск междисциплинарных методик изучения и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, включающих в себя приёмы для исследования и устранения сопутствующих нарушений в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка. Обучая детей со сложным дефектом необходимы особые вспомогательные средства облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс коррекционно-логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи. Такими вспомогательными средством являются нейропсихологические игры.

     Нейропсихологические игры представляют собой инструмент, который сможет скорректировать лексико-грамматический строй речи на базе развития межполушарного взаимодействия.

    Неоспоримые достоинства использования нейропсихологических игр  в работе по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников с ТНР состоит в том, что:

- нейропсихологические игры способствуют преодолению имеющихся у детей нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих, недостаточности ВПФ;

-включение нейропсихологических методик не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, способствуя эффективному формированию грамматического строя речи и успешному преодолению ТНР;

-нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе.

Приведу описание некоторых игровых приемов и способов, применяемых в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи:

1.        Д/и «Картинки-половинки»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-        формировать умение образовывать форму сущ. Р.п. ед.ч.

-        развивать зрительное внимание и восприятие;

-        развивать графомоторные навыки.

Описание        игры: На листе бумаги изображены фрагменты предметов (половинки). Ребёнок соединяет половинки и проговаривает: это половина дома, это половина банана, это половина дома; это половина банана; это половина лимона; это половина мячика и т.д.

2.        Д/и «Тени»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

-  развивать зрительное внимание и восприятие.

- снять психологической нагрузки.

Описание игры: На листе бумаги нарисованы предметы и их силуэтные изображения. Ребёнок соединяет предмет с его тенью, проговаривает: это тень собаки: это тень петуха; это тень мухи и т.д. Предварительно ребёнку необходимо объяснить значение слова тень. Игру можно усложнить, показав ребёнку только силуэтные изображения и предложив догадаться, тени каких предметов он видит.

3. Д/и «Найди отличия»

Цель: формирование навыков практического употребления сущ. Р.п. ед.ч.;

Задачи:

- развить фонематическое восприятие и слуховое внимание, мышление.

-        формировать навык употребления сущ. Р.п. ед.ч. с отрицанием «нет»;

-        совершенствовать навык образования сущ. И.п. мн.ч.;

-        развивать зрительное внимание.

Описание игры: Ребёнку предлагают сравнить 2 сюжетных картины, найти отличия. Проговаривать: Тут птичка. Тут нет птички. Тут дом. Тут нет дома. Тут пуговка. Тут нет пуговки.

4. Д/и         «Разрезные картинки».

Цель: Формирование умения образовывать форму сущ. В.п. ед.ч. с нулевым окончанием, с окончаниями –у; -а;

Задачи:

- развить межполушарные связи;

- развивать зрительное восприятие, зрительную память;

Ход: Даются два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации. (посмотри, что ты видишь? Я вижу майку, булку и тд.)

В завершении следует отметить, что логопедические занятия, основанные на нейропсихологических играх , положительно влияют на психическое развитие, включая речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда подтверждается следующими результатами: у детей с ОНР отмечается повышение познавательного интереса к занятиям, работоспособность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, повышение концентрации внимания и его устойчивости,  памяти, улучшение восприятия, развитие речи, мышления.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР через использование нейропсихологических игр.

 В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем. Связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от его готовности к ней.

Подготовка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

В дошкольном детстве закладывается основа здоровья, формируются основные физические качества, двигательные умения и навыки. Основной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее и гармоничное развитие,

функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма.

Дети, которые поступают в логопедические группы,имеют не только речевые дефекты, но и специфические нарушения моторного развития, двигательной сферы, неловкости, малому объёму движений, недостаточному темпу и переключаемости.

Поэтому так необходима ребёнку — логопату все объемлющая помощь всех специалистов детского сада.

В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Во-первых, занятия по физической культуре должны доставлять детям радость, поддерживать настроение, воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

Во-вторых, занятия необходимо проводить в игровой форме. Формировать широкий круг игровых действий.

Для детей характерна потребность в активных, разнообразных движениях.

В-третьих, очень важно вести работу параллельно с учителем-логопедом, воспитателями логопедических групп, ознакомиться с медицинскими картами каждого ребёнка и знать особенности развития каждого ребёнка.

В соответствии с этим и планируется работа по физическому воспитанию, подбираются комплексы утренней гимнастики, игровые движения, игры разной подвижности. Учитывается их динамика, систематичность и целесообразность использования. Также актуально использовать различные предметы, снаряды, как традиционные,

так и нетрадиционные, которые изготавливать могут и родители вместе с детьми. Полезно использовать речевые считалки, стихи. Речевое сопровождение делает выполнение упражнения интересным, но кроме этого  ребёнок учится согласовывать движения и речь, контролирует дыхание, активизирует и контролирует процесс.

Он выполняет многосложную инструкцию, и это тоже на пользу ребёнку.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций присуще отставание в развитии двигательной сферы. Дети неловки в выполнении упражнений, скованны в выполнении и воспроизведении двигательных заданий по словесной инструкции.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом —общее недоразвитие речи, подобраны на одну неделю би связаны с лексической темой. Комплекс включает бв себя общеразвивающие упражнения, речевую игру, игровое упражнение, игры разной подвижности, возможно игру-эстафету.

При систематических физкультурных занятиях на

свежем воздухе вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмичное сочетание углублённого дыхания с движениями. Важно проводить физкультурные занятия и в холодный период года.

В «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной особое внимание уделяется общекорригирующим упражнениям. И этому

следует уделять особое внимание. Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счёт специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Дети с удовольствием и интересом выполняют следующие упражнения:

− Сжимать резиновый, теннисный мячи;

− Отстреливать каждым пальцем поочерёдно

пинг-понговый шарик;

− Тренировать захват мячей различного диаметра;

− Захватывать мелкие предметы небольшого размера

различными пальцами;

− Перебирать разными пальцами натянутую резинку

или шнурок;

− Вырабатывать переключение движений правой —

левой руки;

− Воспроизводить различные позы руки.

Авторы программы рекомендуют упражнения начинать

в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. Кроме этого, необходимо следить за  чёткостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Детям интересно заниматься с мячиком — ёжиком.

В течение первого года обучения они научились владеть им. Выполнять движения, согласовывать текст было занимательно и эмоционально. Особенно было приятно детям произносить фразу: «Я хочу с тобой поладить.

Я хочу тебя погладить!»

На втором году обучения дети большой мячик-ёж меняют на Су-Джок. Это массажёр (медицинский) для интенсивного воздействия с двумя кольцевыми пружинами.

Ребятишки с интересом занимаются с данным пособием, несомненна комплексная помощь.

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно построит помощь и проведёт коррекцию.

А также подготовит ребёнка к успешному обучению

в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование лексико-грамматических навыков — одна из задач коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...

Статья для педагогов и родителей "Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Статья для педагогов и родителей:"Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с тяжёлыми нарушениями речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Вы...

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...