Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по развитию речи по теме
В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e._i..doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.
Поставила следующие задачи:
1. оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;
знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
2. постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
3. включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.
В начале учебного года проводится мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. У детей низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираются разного уровня сложности.
Работу веду по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание предметов, особенностей строения;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
употребление предлогов;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.
Развитие лексики
Игры и задания:
«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь).
«Найди лишний предмет».
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).
«Назови части»:
— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
— Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);
— Лохматый, косолапый... (медведь);
— Маленькая, быстрая, проворная... (белка);
«Противоположности» (развитие антонимии).
Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.).
«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.
«Кто как ест?» (по картинкам):
— Кошка лакает молоко;
— Собака грызет кость;
— Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет);
«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;
Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
1. Развитие словообразования.
С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам).
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; игра «Каша» (образование относительных прилагательных).
Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками).
Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».
Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолет), сам катится — ... (самокат).
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).
2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);
«Сладкоежка Карлсон» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе).
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.
Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дата публикации 24.03.2020г. Нейропсихологические игры как средство развития лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи ( ТНР)
В статье обосновывается необходимость применения нейропсихологических методов в работе с детьми с ТНР...
Игра, как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья...
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи
Формирование лексико-грамматических навыков — одна из задач коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...
Статья для педагогов и родителей "Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Статья для педагогов и родителей:"Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с тяжёлыми нарушениями речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Вы...
Консультация для родителей «Игра, как способ развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Основным направлением коррекционно-образовательной деятельности является формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Процесс формиров...
"Игры, направленные на развитие памяти и внимания детей с тяжелыми нарушениями речи"
quot;Игры, направленные на развитие памяти и внимания детей с тяжелыми нарушениями речи"...