Главные вкладки

    Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»
    консультация по логопедии на тему

    В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического сторя языка осуществляется при помощи игр с мячом, картинок, любых предметов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_leksiko.docx21.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у  детей с тяжелыми нарушениями речи»

    Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи - это формирование лексико-грамматических навыков.

    Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

    Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

    Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

    Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

    Работа по РЛГСЯ  ведётся  по следующим направлениям:

    1. Развитие словаря:

    • активизация и обогащение словаря по теме;
    • описание предметов, особенностей строения;
    • называние действий с данными по теме предметами;
    • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

    2. Формирование грамматических представлений:

    • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
    • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
    • употребление предлогов;
    • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

    Обучение осуществляется  с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.

    Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

    Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

    Дидактически е игры на развитие  лексики

    Игры и задания:

    «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи -  фрукты; одежда - обувь).

    «Найди лишний предмет».

    «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).

    «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).

    «Назови части»:

    - рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

    - дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

    «Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

    -  Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф);

    - Лохматый, косолапый... (медведь);

    - Маленькая, быстрая, проворная... (белка);

    «Противоположности» (пополнение словаря антонимов).

    Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т.д.).

    «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

    «Кто как ест?» (по картинкам):

    -  Кошка лакает молоко;

    -  Собака грызет кость;

    - Корова жует траву.

    «Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) -  лает, бегает, рычит, кусает, грызет);

    «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).

    Солнце (какое?) -  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.

    Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)

    Развитие грамматического строя речи

    1. Развитие словообразования.

     «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных).

    «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- мыльница, сахарница).

    «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

    «Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша).

    «Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных).

    «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных).

    «Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег».

    Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает - ... (самолет), сам катится - ... (самокат).

    Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).

    2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

    Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.

    Игры и упражнения:

    «Один - много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);

    «Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);

    «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);

    «Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);

    «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

    закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

    «Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);

    «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);

    «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);

    Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по теме: " Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей".

    Данная консультация может быть использована учителями- логопедами и воспитателями в работе с родителями. В консультации содержатся словесные игры и упражнения, которые способствуют активизации речевог...

    Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

    Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

    Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

    Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

    Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...

    Консультация для родителей. Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

    Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....

    Консультация для родителей "Игры по формированию лексико-грамматических категорий у детей «В осеннем парке»."

    Данный материал может быть полезен родителям дошкольников, а также начинающим педагогам дошкольных образовательных учреждений....