Консультация для родителей Игры для развития лексико-грамматического строя речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Консультация для родителей

Игры для развития лексико-грамматического строя речиОбщее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у

детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики,
лексики и грамматики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ons.docx170.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

https://cdn.erudit.club/files/gallery/news_main_photo/63/598_image.jpg

Учитель- логопед

Дорощенкова А.В.

     Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у

детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики,

лексики и грамматики.

    Дети испытывают трудности :

- в построении предложений

- использовании предлогов

- преобразовании существительных единственного числа во множественное

- согласовании существительных с числительными

- использовании падежных окончаний

- образовании уменьшительно – ласкательных форм.

- образовании прилагательных от существительных.

  Словарный запас у детей с ОНР очень беден. Дети затрудняются назвать

месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей

животных.

  Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной

программы. Поэтому формировать лексико-грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте.

Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет)

коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

Для усвоения лексических и грамматических категорий материал должен сообщаться и отрабатываться в игровой форме. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Просите ребенка, играя, пользоваться полными фразами и выражениями, исправлять ошибки при произнесении слов и изменении их в роде, числе и падеже.

Игры для формирования словаря

и грамматического строя речи.

1. Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Хмурое небо - холодное, пасмурное.

Завяли цветы - высохли, зачахли.

Напиток – питье, вода, сок .

Короткий  - куцый, кратковременный, минутный, небольшой, коротенький И т.д.

2. Игра «Наоборот»

Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Дерево высокое – трава… (низкая);

днем светло – ночью… (темно);

торт сладкий – таблетки… (горькие);

облако светлое – туча… (темная);

пол внизу – потолок… (вверху);

мед сладкий – лимон… (кислый);

летом жарко – зимой (холодно);

лисий хвост длинный – заячий… (короткий);

огонь горячий – снег… (холодный);

подушка мягкая – кирпич… (твердый);

дома тепло – на улице… (холодно);

дорога широкая – тропа… (узкая).

3. Игра «Посчитай- ка»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: называть один предмет, ребенок отвечает, как будет звучать 1-

2-5 предметов.

Один стул, два стула, пять стульев.

Одна книга, две книги, пять книг.

Одно окно, два окна, пять окон.

4. Игра: «Какой? Какая? Какое?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить       согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Ребенку предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос

«какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень

низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и

среднего рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...