Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".
консультация по развитию речи (старшая группа)

Степанова Татьяна Викторовна

        Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация, опыт работы.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ  посредством использования дидактических игр и упражнений.

        Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой на сегодняшний день, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

   Как педагог я понимаю - очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

  Я работаю на группе, где дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Все  мы знаем, что в формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры и упражнения, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни: на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня.

Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей игры дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В своей работе поставила перед собой цель - последовательно развивать лексико -грамматический строй речи детей через дидактические игры и упражнения.

Наблюдая за играми детей своей группы, увидела, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, и наоборот, заторможенными.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно – бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому для знакомства  детей с новыми словами, понятиями, в расширении и уточнении представлений, связанных с этими словами я использую наглядно – действенное восприятие т.е. показ предмета или картинки, его обозначающей. Это действует на ребенка сильнее, чем слово. Добиваюсь  употребления новых слов в связной речи.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

На обогащение словаря, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах в своей работе с детьми, как игровую методику я использую Круги Луллия. Которые тоже эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально - творческих способностей детей.

Дидактические игры по развитию грамматического строя речи можно разделить на три основные группы:
1. Игры и упражнения на словоизменение:
- учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего (кого) не стало?", «Чего (кого) много? «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.;
- употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру  игры"Ателье", "Кафетерий"и др.);
- правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами.
(«Какой?, Какая?, Какое?», «Про что можно так сказать?»«Кто что делает? слова-действия», «Отгадай, что это?», «Расскажи о предмете», «Назови как можно больше слов-признаков»);
- различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.(игры "Вы хотите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефону" и др.).


2. Игры и упражнения на словообразование:
Дидактические игры на словообразование можно разделить на 4 подгруппы в соответствии с лексическими темами:
- Образование названий детенышей животных.
- Образование названий профессий.
- Образование названий посуды.
- Образование однокоренных слов.
В области словообразования дошкольников учат создавать новые (однокоренные) слова с помощью:
- суффиксов
«Назови ласково» заяц - заинька, зайчонок;
- приставок
«Слова - действия»: шить - пришить, зашить, вышивать;
- смешанного способа: 
настольный, разбежался, убегающий и т.п.
В процесс обучения включаются игры, помогающие осознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков: усы - усики - усищи; кот - котик – котище. Педагог учит ребят образовывать прилагательные от основ существительных: «Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?» «Вкусный сок», «Поварята». «Чей листочек?»; и образованию притяжательных прилагательных от названия птиц, животных: «Чей хвост?», «Бюро находок»
3. Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи:
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.
     В дошкольном учреждении работа по формированию грамматического строя речи детей, в том числе и по устранению грамматических ошибок в детской речи, как я уже говорила, ведётся по двум направлениям: на занятиях и в повседневной жизни детей через игру.

 

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Использую настольно – печатные дидактические игры, которые также систематизированы в соответствии с лексическими темами. Цели речевых игр и упражнений направлены на решение разных речевых задач:

- Овладение речью, как средством общения

- Обогащение активного словаря

- Развитие звуковой культуры речи

- Развитие связной речи

- Развитие речевого творчества

- Знакомство с художественной литературой

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов по развитию лексико-грамматического строя речи.

Систематическая работа по развитию лексико-грамматических категорий у детей за полгода уже дает следующие результаты. У детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стараются использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова, верно используют предлоги.

Все  нарушения лексики и грамматики требуют длительной            (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно они являются для детей авторитетом и примером для подражания.

В настоящее время выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей для домашних игр. Рекомендую родителям  некоторые игры изготовить совместно с ребенком, что сделает общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, объясняю, что с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, поощрять любые, даже самые маленькие его успехи.

А сейчас хочу представить вашему вниманию игру, сделанную своими руками:

экологический лэпбук «Времена года».

Данный Лэпбук нацеливает ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач. Чем интересен наш Лэпбук? - ребенок может сам составить свою картину времени года, доставая различные силуэты из контейнера, а при помощи педагога дополнить эту картину и расширить свой кругозор. Мы используем лэпбук в разных режимных моментах при беседе с детьми о времени года. В беседе затрагиваем темы природы, птиц, животного мира. Всё это отражается в лэпбуке. Например, летом, мы говорим, о том,что солнце светит ярче, созревают ягоды и растут грибы и люди одевают летнюю одежду. А зимой к нам прилетают зимующие  птицы, звери впадают в спячку. Люди одевают теплую одежду. Отражаем характерные погодные признаки времен года. Всё это закрепляем через игру, используя силуэты из фетра. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей шести лет в дидактических играх (статья)

Дидактические игры являются эффективным средством  закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность м...

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок полу...

Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...