Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактическую игру».
материал по теме

Родительское собрание - выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_1.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОР УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД  МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 178 Г. САМАРА

СОСОВА Н.В.

Родительское собрание  в подготовительной группе по теме «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактическую игру».

Цель: знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Задачи.

1. Помочь понять родителям, что дидактические игры развивают фонематический слух и предупреждают появление дисграфических ошибок при обучении грамоте.

2. Показать на практике, как в игровой форме можно:

o Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.

o Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

o Закреплять умение находить место звука в слове .

o Закрепить умение выделять слова из текста.

o Развивать логическое мышление, речь.

o Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

3. Способствовать развитию связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.

4. Научить рационально использовать  время с целью выделения места для выполнения домашних заданий логопеда. Техника »Колесо».

5. Показать значимость помощи родителей в коррекционной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи. Техника »Масштаб цели»

6. Содействовать сплочению родительского коллектива.

7. Способствовать укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей.

8. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничество.

Оборудование: предметные картинки, наборы картинок для звукового анализа слов, схемы со звуками, дидактическая игра- «Рифмочки», листы бумаги, карандаши.

Участники родительского собрания:

Логопед,воспитатель, родители.

Ход родительского собрания: -Добрый вечер, дорогие родители!

Вы все знаете, как сложно обучить ребенка грамоте. Это - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, зависит и от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получит ребёнок с общим недоразвитием речи в детском саду, а так же от той практической помощи, которую  оказывают родители ему дома. А навыки и умения формируются только на практике. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий логопеда по обучению грамоте, затрудняются в проведении звуко-буквенного анализа слов .

Мы сегодня пригласили Вас  в гости и хотим предложить отправиться в удивительный мир звуков, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка.

Сегодня вспомним, что звуки бывают разные: гласные и согласные (твердые и мягкие). Будем сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, составлять слова по схемам. Потренируемся в подборе слов на определенный звук.

Вместо детей  задания будете выполнять вы- родители.

1 задание – разминка «Обобщающие слова».

Цель: активизировать словарь, развивать умение классифицировать предметы по группам, развивать способность к логическому мышлению, воспитывать внимание, сосредоточенность.

Ход игры : надо назвать предметы одним обобщающим словом.

Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)

День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)

Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)

Самара, Москва, Баку, Одесса, Сызрань (названия городов)

Пенал, карандаш, ручка, ластик, точилка (школьные принадлежности)

2 задание – «Найди слова с нужным звуком в тексте».

Цель: совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком из текста.

Ход игры:  Зачитывается текст для родителей.

Нужно найти  в нем слова со звуком «с».

Семья Синицыных.

Жили- были старик и старуха. И было у них семеро сыновей: Степан, Семен, Савелий, Станислав, Сергей, Спиридон и Саша. Степан был старшим следователем. Семен состоял в секции стариков. Сергей считался самым сильным. Он был самбистом. Савелий был способным скрипачом. Станислав служил на крейсере - «Стремительный». Спиридон был сыщиком. Саша – студент.

А теперь по цепочке называйте слова со звуком «с».

-Много различных слов мы с вами произносили, играя в эту игру.

Слова состоят из букв и звуков, а чем же отличается буква от звука?

3 задание - Дифференциация понятий «звук», «буква».

-Чем же отличаются звук от буквы?  Звуки - слышим и произносим. Буквы - пишем и видим.

-Какие гласные звуки знаете Вы? (вопрос для родителей)

Информация для родителей.

Гласные звуки делятся на две группы :

1. гласные (а, о, у, ы, э) .

2. гласные буквы е, ё, ю, я - обозначают два звука

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Согласные звуки делятся на звонкие (м,р,д,з...) и глухие (п,т,ф...), твердые и мягкие.

4 задание - словесная игра «Придумай слово».

Цель: упражнять  в составлении слов со звуком «а» по схеме. Воспитывать внимание, сосредоточенность, развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение определять позицию звука в словах.

Ход игры: задание в парах. Начинает игру ребенок, он придумывает слово по схеме с гласным звуком «а» (в начале слова, в середине или в конце, затем слово придумывают его родители.

5 задание - дидактическая игра «Найди пару».

Цель: активизировать и обогащать словарный запас, вырабатывать правильный темп речи, интонацию, выразительность.

Ход игры:

Я Рифмочка веселая, найди меня скорей!

И парочками вместе соедини друзей.

Как шарики воздушные мы связаны с тобой,

Две ниточки - две Рифмочки, но с разною судьбой.

 Родители получают карточки с картинками. Нужно найти свою пару, т. е картинку подходящую по звучанию. (проводится в форме физкультминутки)

6 задание: «Цепочка слов».

Цель: развивать способность выделять звук в конце слова, подбирать слова с данным звуком. Обогащать словарный запас.

Ход игры: 1участник говорит слово-дом, а следующий придумывает слово, которое начинается с последнего звука в слове–дом, например- мак.

Так продолжается игра- цепочка слов.

- Уважаемые родители! Вы сегодня поиграли сами и убедились, как в игре можно развить фонематический слух и зрительное восприятие, что очень важно в дальнейшем для обучения в школе. Такие игры вы можете изготовить дома и с удовольствием поиграть со своим ребенком.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Обучение должно быть занимательным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.

Чтобы помочь вам найти время для ежедневных занятий с ребенком в жизни где дорога каждая минута, осознать важность преодоления речевых проблем ребенка, психологи предлагают свои техники.

Техника «Колесо».

Нарисуйте окружность, разделите ее на 24 сегмента (это сутки). Присвойте каждому из этих сегментов (или блоку сегментов) название в соответствии с вашим времяпровождением. Отметьте на этом колесе период ночного сна, утренних процедур, завтрака, время на дорогу в сад и обратно, приготовление ужина, ужин, гигиенические процедуры. В какой промежуток можно выделить 15 минут на занятия ребенком? Перед ужином? Обозначьте это в соответствующем сегменте. А теперь придерживайтесь составленного графика и результаты систематических занятий с ребенком скоро будут очевидны.

Техника «Масштаб цели».

А сейчас предлагаю поразмышлять об отдаленных результатах вашей помощи своим детям. О том, какой бесценный вклад в обеспечение счастливого будущего детей можете сделать уже сейчас без особых временных затрат.

Нарисуйте в центре листа овал. Напишите в нем фразу «Необходимость ежедневно выполнять домашние задания логопеда».Двигаемся вверх по листу, отвечаем на вопрос «Что даст достижение этой цели?».Рисуем еще один овал и записываем в нем ответ. Таким образом, отвечая снова и снова на данный вопрос, записывая ответы приходим к конечному результату «Достойная и счастливая жизнь ребенка.» Это и есть самая важная цель для родителей.

А сейчас проанализируем, что же мешает реализации этой цели. Эти факторы зафиксируем внизу. А теперь переформулируем эти проблемы в серии результативных шагов к достижению главной цели .То что у нас с вами получилось представлено в приложении №1.

Думаю, каждый из вас сегодня вернется с собрания воодушевленный, уверенный в своих возможностях, с желанием приступить уже сейчас к занятиям с ребенком. Результаты этого кропотливого совместного труда логопеда, родителей и ребенка не заставят себя ждать. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Формирование грамматического строя речи у детей шести лет в дидактических играх (статья)

Дидактические игры являются эффективным средством  закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность м...

КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»

Родительское собрание в нетрадиционной форме. Цель:Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей....

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"

Методическая копилка "Дидактические игры на развитие грамматического строя речи у детей 4-7лет"...

Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"

Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений  и устранения речевых нарушений. Поэтом...