КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Исаева Юлия Борисовна

Родительское собрание в нетрадиционной форме. Цель:Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_grammaticheskiy_stroy_rechi.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ

на тему:

«Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»

Подготовка:

  1. Провести консультацию для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».
  2. Изготовить памятки для родителей – «Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»

Цель: Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей.

Задачи:

  1.  Знакомство родителей с факторами, определяющими причины грамматических ошибок;
  2. Знакомство с основными ошибками, допускаемыми детьми в процессе речевого общения.
  3. Рекомендации для развития речи у детей в домашних условиях.
  4. Укрепление связей семьи и ДОО.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Тема  нашего собрания – «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».

Возраст детей средней группы знаменуется становлением произвольной речи, формированием речевого аппарата. Поэтому особое внимание мы должны уделять развитию грамматического строя речи.

– Скажите, пожалуйста, что вы знаете о развитии грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет?

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

         Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, верно, использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является  повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.

– Как вы думаете, каковы причины грамматических ошибок у детей?

Причины грамматических ошибок у детей определяются различными факторами.

1. Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка.

2. Состояние речевого аппарата и уровень развития фонетического

восприятия речи.

3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём

Словаря.

4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды.

5. Недостаточное внимание к детской речи.

– Уважаемые родители, предлагаю вам поделиться своими наблюдениями,  какие ошибки  допускают  ваши  дети в  речевом общении.

На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.

1. Трудности при преобразовании единственного числа существительных во множественное число (окно- окны, дерево- деверьев) .

2. Употребление имён существительных в родительном падеже

множественного числа существительных (ягодов, медведев,

лисов) .

3. Использование предложно - падежных форм существительных

(нет ножков, книга а столе, листя падают из деревьев, мечтает

от мишки).

4. Неправильное согласование прилагательных с существительными

в роде, числе, падеже (красная платья, синия полотенца).

5. Трудности при согласовании числительных с существительными

(две яблоки, пять ухов, пять ручков).

– А сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые будут способствовать развитию грамматического строя речи у детей.

  1. Игра «Один – много»

Я бросаю вам мяч и называю овощ в единственном числе, вы называете его во множественном числе и возвращаете мяч мне.

Огурец-

Баклажан - ...

Редька - ...

Помидор - ...

Кабачок - ...

Редиска - ...

Боб - ...

Тыква - ...

Патиссон - ...

  1. Игра « Есть – нет»

Эта игра позволяет совершенствовать навык употребления существительных в родительном падеже. 

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

 

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

  1. Игра «Большой – маленький»

Игра позволит вам упражнять детей в умении правильно образовывать окончания существительных.

Стол-столик

Булка - ...

Стул - ...

Чашка - ...

Салфетка - ...

Тарелка - ...

Огурец - ...

Конфета - ...

Диван - ...

– Уважаемые родители, от нас с вами зависит становление детской речи. Развивайте речевые способности  своих детей, внимательно следите за своей речью.

Древняя китайская пословица гласит:

«Если ты недоволен собой – совершенствуй себя,

Если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других»

         Мы желаем вам вырастить всесторонне развитых, умных, здоровых детей.

В конце собрания раздать родителям памятки – «Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Речевые игры для развития грамматического строя речи у детей с ТНР по теме Деревья и кустарники.

Игры можно использовать на подгрупповых занятиях, награждая тех, кто дал больше правильных ответов, а также на индивидуальных занятиях, используя мяч. Во время индивидуальных занятий логопед задаёт во...

Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»

Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...