КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
Родительское собрание в нетрадиционной форме. Цель:Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_grammaticheskiy_stroy_rechi.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУГЛЫЙ СТОЛ
на тему:
«Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»
Подготовка:
- Провести консультацию для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».
- Изготовить памятки для родителей – «Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»
Цель: Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей.
Задачи:
- Знакомство родителей с факторами, определяющими причины грамматических ошибок;
- Знакомство с основными ошибками, допускаемыми детьми в процессе речевого общения.
- Рекомендации для развития речи у детей в домашних условиях.
- Укрепление связей семьи и ДОО.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания – «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».
Возраст детей средней группы знаменуется становлением произвольной речи, формированием речевого аппарата. Поэтому особое внимание мы должны уделять развитию грамматического строя речи.
– Скажите, пожалуйста, что вы знаете о развитии грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет?
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, верно, использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а, следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.
– Как вы думаете, каковы причины грамматических ошибок у детей?
Причины грамматических ошибок у детей определяются различными факторами.
1. Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка.
2. Состояние речевого аппарата и уровень развития фонетического
восприятия речи.
3. Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём
Словаря.
4. Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды.
5. Недостаточное внимание к детской речи.
– Уважаемые родители, предлагаю вам поделиться своими наблюдениями, какие ошибки допускают ваши дети в речевом общении.
На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.
1. Трудности при преобразовании единственного числа существительных во множественное число (окно- окны, дерево- деверьев) .
2. Употребление имён существительных в родительном падеже
множественного числа существительных (ягодов, медведев,
лисов) .
3. Использование предложно - падежных форм существительных
(нет ножков, книга а столе, листя падают из деревьев, мечтает
от мишки).
4. Неправильное согласование прилагательных с существительными
в роде, числе, падеже (красная платья, синия полотенца).
5. Трудности при согласовании числительных с существительными
(две яблоки, пять ухов, пять ручков).
– А сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько игр, которые будут способствовать развитию грамматического строя речи у детей.
- Игра «Один – много»
Я бросаю вам мяч и называю овощ в единственном числе, вы называете его во множественном числе и возвращаете мяч мне.
Огурец-
Баклажан - ...
Редька - ...
Помидор - ...
Кабачок - ...
Редиска - ...
Боб - ...
Тыква - ...
Патиссон - ...
- Игра « Есть – нет»
Эта игра позволяет совершенствовать навык употребления существительных в родительном падеже.
- У меня есть свежая капуста.
- У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
- Игра «Большой – маленький»
Игра позволит вам упражнять детей в умении правильно образовывать окончания существительных.
Стол-столик
Булка - ...
Стул - ...
Чашка - ...
Салфетка - ...
Тарелка - ...
Огурец - ...
Конфета - ...
Диван - ...
– Уважаемые родители, от нас с вами зависит становление детской речи. Развивайте речевые способности своих детей, внимательно следите за своей речью.
Древняя китайская пословица гласит:
«Если ты недоволен собой – совершенствуй себя,
Если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других»
Мы желаем вам вырастить всесторонне развитых, умных, здоровых детей.
В конце собрания раздать родителям памятки – «Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактическую игру».
Родительское собрание - выступление...
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Тема : Дидактические игры как средство развития грамматического строя речи у детей 5-7 лет
Материал будет полезен начинающим педагогам ....
Речевые игры для развития грамматического строя речи у детей с ТНР по теме Деревья и кустарники.
Игры можно использовать на подгрупповых занятиях, награждая тех, кто дал больше правильных ответов, а также на индивидуальных занятиях, используя мяч. Во время индивидуальных занятий логопед задаёт во...
Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»
Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...