Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»
статья по развитию речи

Левина Надежда Николаевна

Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»

Выполнила:

 Левина Надежда Николаевна

Санкт-Петербург 2022 год

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путём подражания. Некоторые особенности становления грамматического строя речи преддошкольного и дошкольного изучены в психологии.

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка.

Развитие грамматического строя речи на разных возрастных этапах.

Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако в процессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни к 3ём годам достаточно хорошо владеют речью, речь других ещё далека от совершенства.

Одновременно с обогащением словаря ребёнок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из 4ёх и более слов. В его речи преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные (сложносочинённые и сложноподчинённые). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Дети этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); часто допускают ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»); неправильно употребляют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В этом возрасте ребёнок ещё не способен последовательно, логично, связано и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание, прочитанной ему сказки, рассказа. Речь всё ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка содержат короткие распространённые предложения, часто лишь отдалённо связанные между собой по содержанию; понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно, ещё нет развёрнутости в высказывании, которое характерно для монологической речи. Ребёнок четвёртого года жизни также не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают. Имея хорошую память, малыш способен запомнить и воспроизвести небольшие по объёму стихотворения, потешки, при неоднократном чтении одной и той же сказки может почти дословно передать содержание, часто не понимая смысла слов.

У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливает простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимание к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребёнок. Тем больше влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критического отношения к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В этом возрасте предложения в структурном отношении значительно усложняются не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных, возрастает их объем. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей-учитель, читает книги-читатель, строит дома-строитель), образует прилагательные от существительных (ключ от железа-железный, банка из стекла-стеклянная).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, употребление некоторых существительных множественного числа в родительном падеже («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых имен существительных («На «пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращает внимание на ошибки своих своих детей, исправляет их, давая правильный образец. В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернуые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.)

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, второстепенные, менее важные часто опускает.

На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно дать описание игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма, сам может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Он способен передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти, не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и представить события, которые могли бы предшествовать им, придумать и рассказать, как бы могли развиваться события дальше.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует особой точности изложения, установления определенной последовательности в выполнении тех или иных действий.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения.  Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания.

В дошкольном детстве процесс овладения речью для ребёнка, естественно, не заканчивается, да и речь его, в целом, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться и в школьные годы, и на протяжении всей жизни.

Список используемой литературы:

1.        Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников» пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –Москва «Академия» 1998 год

2.        Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» книга для воспитателей детского сада. – Москва «Мозаика-синтез» 1999 год

3.        Бородич А.М. «Методика развития речи детей» курс лекций для студентов педагогических институтов. – Москва «Просвещение» 1974 год

4.        Гербова В. «Обучающая функция слова» статья «Дошкольное воспитание» №8 1969 год

5.        Ляховская Ю. «Приёмы активизации словаря» статья «Дошкольное воспитание» №8 1968 год

6.        Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» пособие для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение» 1982 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей будущих первокласников знакомит их с особенностями грамматического  строя речи у детей дошкольного возУправление грамматическим развитием ребенка  должно осущ...

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...

Консультация «Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и п...