Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Земченко Зинаида Михайловна

Возрастные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachiword.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

(составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)

Раздел грамматики

Возраст детей

2  - 3  

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

Морфология

Начинается формирования умения согласовывать прилага-тельное с сущ-ыми в косвенных падежах.  Начинают усваиваться  падежное  окончания: 

- а (рога), - я (стулья) и мн числа:  -ов, -ами, -ах; Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок.

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употре-бляют существительные с предлогами: в, на, под, за.  

Совершенствуется умение правильно  использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать.

Совершенствуется умение согласовы-вать в предложении сущ-е с числитель-ными, прилагатель-ными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е.

Закрепляется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

Словообра-зование

  Начинают усваиваться   суффиксы увеличи-тельности, принадле-жности.

Употребление сущ-х в форме ед. и мн. ч. в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Употребление сущ-х обозначающих животных и их детенышей.  Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий.

Образуют форму мн. числа сущ-х, обозна-чающих детенышей животных (по анало-гии), употребляют их в им., род., падежах (котята - котят).правильно используют форму мн. ч. род.п. существительных (яблок),  сравнительные степени прилагательных, наречий.

Образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих  детенышей животных,  однокоренные слова (по образцу).

Самостоятельное образование глаголов от других частей речи

Образуют  (по образцу) сущ –е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

Синтаксис

Употребление простого предложения (до 5 - 8 слов). Появление бессо-юзных сложносочи-ненных предложений

Употребление предло-жений с однородными существительными, учатся правильно согла-овывать слова в предложении.

Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжают учиться составлять простые,  сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямой и косвенной речью.

Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений

Особенности возраста, трудности  

На месте одних приставок  иногда употребляют другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».

Отмечаются смешения рода местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье)

Употребление собственных слово- форм, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). Ошибки в использовании чередо-ваний и ударений. При словообразовании сохраняется основа:»пени» (пни), «левы» (львы).Частицы  не опускают. Нарушение в согласовании в среднем роде.

Нарушение в согла-совании числитель-ного с существи-тельными в косвенных падежах,; в чередование в основах глаголов при создании новых форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».

Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей будущих первокласников знакомит их с особенностями грамматического  строя речи у детей дошкольного возУправление грамматическим развитием ребенка  должно осущ...