«Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Безбородова Марина Владимировна

Консультация для родителей будущих первокласников знакомит их с особенностями грамматического  строя речи у детей дошкольного возУправление грамматическим развитием ребенка  должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же,  самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра.раста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Олимпийская сказка» г.Балаково Саратовской области

Консультация
«Особенности формирования грамматического  строя речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель – логопед

Безбородова  М.В.

2018г

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях, умение владеть приемами словоизменения и словообразования , а так же умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является  повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.              

        Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К  трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К  четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого  возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас,  и имелась возможность достаточной речевой практики.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.

 Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаютс» (бодаются), «насупился» (наелся супа). В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.
Управление грамматическим развитием ребенка  должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же,  самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра.

Существует большое количество речевых  игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

Игра «Один-много»

Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.

Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч,  называя это существительное во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч - мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д.

Игра «Назови ласково»

Цель: совершенствовать навыки словообразования  – образования  существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина - машинка, дом - домик, кукла - куколка и т.д.


Игра «Чего не стало»

Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.

Ход игры:  Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов – 4 – 7 штук.  Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах, названных ребенком.

Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, ит.д.)

Игра «Сосчитай до 5»

Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Упражнять детей  в счете.

Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….

Игра «Жадина и щедрый».

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной. Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? — Корова моя. Чей поросенок? — Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? — Корова твоя (или ваша)».

 Примерный лексический материал: Чья кофта? — кофта моя. Чей шарф? — Шарф мой  и т.д.

Чья книга – твоя книга; чьи игрушки – твои игрушки и т.д.


Игра «Из чего какой»

Цель: совершенствовать навыки словообразования  – образования  относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал:  дом  из камня – каменный, чашка из фарфора – фарфоровая, солдатик из олова – оловянный, мяч из резины – резиновый, ложка из дерева – деревянная и т.д.

Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»

Цель: совершенствовать навыки словообразования  – образования  притяжательных  прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного,  чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее  из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).

Примерный лексический материал:  Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Цель:  расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.

Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.

 Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)

Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)

Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

Игра «Волшебные  очки»

Цель:  совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи».

Примерный лексический материал:  красный  мяч, красные  сапоги, красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

         Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много. Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Список использованной литературы:

1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999.

2.Новиковская О.А. Логопедическая грамматика.- СПб.: КОРОНА принт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях....

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста

Особенности формирования сенсорных представлений у детей дошкольного возраста...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.

В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....