Формирование грамматического строя речи у детей шести лет в дидактических играх (статья)
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Козлова Наталья Васильевна

Дидактические игры являются эффективным средством  закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи у детей шести лет в дидактических играх

(статья)

Подготовила: воспитатель логопедической группы

 МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик» Козлова Н.В.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.  А.А. Леонтьев, говоря о признаках игры, отмечал, что игровая деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, в игре ребенок всегда выше своего возраста. В игре создаются произвольные намерения, волевые мотивы, и в этом смысле ее называют ведущим видом деятельности для дошкольника. В игре формируется готовность к речевой активности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В педагогическом энциклопедическом словаре дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.  В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются многие специалисты. Причем некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы.  Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Важно отметить, что в обучении и воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Руководя играми детей данного возраста, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаше отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, способствовать слуховому анализу устной речи.

В создании  современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для развития речи детей, в процессе которых пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.   В процессе их проведения дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.  Языковой материал для игр  и упражнений отбирается таким образом, чтобы дать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Очень важно также, чтобы дошкольники усвоили традиционные грамматические формы и,  прежде всего для воспитания критического отношения к своей и чужой речи, желания говорить правильно. Педагог должен дифференцированно подходить в играх к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез интерес к слову, к игре.

В ходе игр воспитатель предлагает детям задачу того или иного типа в зависимости от их возможностей, учитывая индивидуальные особенности. Во время занятий по развитию речи не возможно учесть этих особенностей. Достаточно сложно также регулировать речевую активность детей: один ребенок еще не понял вопроса, а другой уже ответил на него с места. Именно собирая детей небольшими подгруппами, организуя дидактические игры с раздаточным материалом, педагог лучше узнает возможности своих воспитанников, сумеет вовлечь в деятельность малоактивных и застенчивых ребятишек.  Это особенно важно при выполнении заданий на самостоятельное образование новых слов и их форм.  В таких упражнениях ребенок накапливает опыт творческого использования своих умений, что совершенно необходимо для полноценного овладения грамматическим строем языка. Таким образом, игры и упражнения с небольшими подгруппами в решении этой задачи незаменимы.

Дидактические игры с детьми, как правило, организуются на том же самом программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеют целью закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбирается наглядный материал, с которым можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму. Вместе с тем иногда следует проводить игры на материале, который еще только будет включен в занятие. В таких случаях могут преследоваться две цели: подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя увереннее на занятии, и постепенно подводить воспитанников к новым для них формам работы.

Существует множество дидактических игр  для формирования всех компонентов  грамматического строя речи.

На  развитие морфологической стороны речи  разработаны специальные дидактические игры, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запоминать трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы.

При отборе материала для игр на развитие морфологических умений, важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения.

Эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами, в которых предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове («Узнай по описанию»). В подобных играх ребенок приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. Вместе с тем ребенок способен осознавать отдельные конкретные грамматические правила и нормы разговорной речи. Знание таких правил не только оказывает положительное влияние на грамматическую правильность речи, но и воспитывает такое важнейшее качество, как произвольность высказывания. Этому же способствуют и задания на подбор грамматических синонимических форм.

Интересную подборку игр по формированию способов изменения и образования глаголов сделал Г.И. Николайчук (игры имеют возможность научить правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их  в роде, числе, падеже; призваны активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка). Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно отбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно для последующего обучения в школе, где его будут развивать, и совершенствовать.

Для формирования способов словообразования также разработано множество дидактических игр. В старшей и подготовительной группах приобретенные детьми знания закрепляются в словесных дидактических играх и упражнениях. Многие из них проводят без наглядного материала. Детей старшего дошкольного возраста обучают способам образования названий людей по профессиям, характерным особенностям внешнего вида и склонностям. Эти названия образуются от почти всех частей речи при помощи суффиксов, приставок и других средств. Научить детей всем способам не реально, да и не нужно. Важно воспитать умение анализировать такие слова, понимать их, устанавливать существенные для названия связи и отношения, а также чуткость, интерес к слову, стремление говорить правильно.

Обучение словообразованию на данном возрастном этапе также осуществляется с помощью специальных речевых игр и упражнений (игры: «Профессии», «Что ты делаешь?», «Мишка-музыкант», «Мы – спортсмены», «Знаешь ли ты профессии?» и т.д.).  Подобные игры в максимальной степени открывают свободу детскому речевому творчеству, способствуют воспитанию такого важнейшего качества речи, как произвольность. В случае необходимости педагог предлагает образец, подсказывая варианты на выбор.  Задания синтезирующего характера обязательно должны сочетаться с аналитическими, требующими, чтобы ребенок проанализировал значение нового, редко встречающегося слова; сумел догадаться, каков его смысл.  Основным приемом организации аналитической деятельности детей в сфере словообразовании является постановка вопросов проблемного характера. (Почему горнолыжник так называется? Кто такой поливальщик? Что значит слово мышкует?). Наряду с проблемными вопросами аналитического типа необходимо широко использовать в играх и проблемные вопросы синтезирующего характера, побуждающие к продуктивному словообразованию. Например, рассказывание по набору игрушек, изображающих людей разных занятий (туриста, охотника, рыболова), и по ходу разговора спросить, как называют таких людей. При такой организации деятельности детей словообразовательные умения, сформированные в процессе словесных дидактических игр словотворческого характера, находят естественное применение в практике повседневного общения, рассказывания, а это является непременным условием успеха в работе. Необходимо использовать также игры на умение подбирать однокоренные слова

Для формирования синтаксической стороны речи у детей шести лет полезно использовать специальные игры и упражнения на распространение и дополнение предложений, на составление сложных предложений путем добавления придаточных предложений, на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.

Во всех играх на развитие синтаксической стороны речи необходимо задавать детям  вопросы, побуждающие использовать в речи различные конструкции предложений. Особенно важны  так называемые проблемные вопросы (почему? зачем? как?), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения.

Таким образом,  дидактические игры являются эффективным средством  закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.  Необходимо отметить, что в настоящее время имеется достаточное количество пособий для воспитателей детских садов по использованию дидактических игр с целью обучения детей грамматическим навыкам.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998. – С. 153-207.
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 35-34.
  3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова. // Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 296 с.
  4. Бондаренко, А.К.  Дидактические игры в детском саду [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – С. 4. и С. 121.
  5. Максаков, А.И. Учите, играя [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр

Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр. Презентация...

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игру, которая поможет детям с нарушением речи легко усвоить предложно-падежные конструкции, закрепить употребление предлогов: в, на, под, над, за, около; р...

Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

Статья "Актуальность формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мультимедийных пособий"

В данном материале отражены особенности применения в современном  образовании информационных и компьютерных  технологий как части комплексного подхода к формированию грамматического строя ре...

Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...