Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Колоткова Ольга

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grmmaticheskiy_stroy_rechi.pptx764.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колоткова Ольга Владимировна Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 77 «Василёк» Педагогический стаж – 12 лет Профессиональный статус: грамота управления образования администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода, 2011 год Профессиональное кредо: «Ты — маленький ребенок, Я — большой, Вот моя, представьте, Педагогика. Тебе — со мной, А мне с тобою хорошо! У педагогики моей Простая логика» Ш . Амонашвили

Слайд 2

« Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры»

Слайд 3

Актуальность вопроса залог успешной общеречевой подготовки , положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи. Создаёт основу для позитивной социализации : Ребёнок эмоционально здоров, свободен в общении, в высказываниях сформированность грамматического строя речи Большое количество аграмматизмов в речи именно в среднем дошкольном возрасте ФГОС ДО: Образовательная область «Речевое развитие» определяет задачи и содержание работы Целевые ориентиры указывают на необходимость владения устной речью,… у ребёнка складываются предпосылки грамотности; Ориентирует на оказание недирективной помощи детям - игровое взаимодействие педагога с воспитанниками.

Слайд 4

Теоретическое обоснование И. П. Павлов грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи А. Н. Гвоздев Раскрыл закономерности усвоения грамматической стороны речи Наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИУДЫ в формировании грамматического строя русского языка. А. Г. Арушанова Направления в изучении грамматического строя речи докшольников : 1 – исправление, предупреждение ошибок и неточностей 2 - развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности . 3 - выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования. З. М. Богуславская «… интерес , активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае , если он включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы конкретных действий. Причем игровые мотивы оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности»

Слайд 5

Цель : Формирование морфологического компонента грамматического строя речи у дошкольников пятого года жизни в процессе сюжетно-дидактической игры . Задачи: Способствовать образованию и употреблению разных форм существительных, прилагательных и глаголов . Упражнять в умении согласовывать части речи друг с другом. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов (в, над, под, за, между, около…) Обучать разным способам словообразования разных частей речи. Создавать условия для самостоятельного словоизменения и словообразования. Цель и задачи педагогической деятельности

Слайд 6

Деятельностный аспект Пути формирования грамматически правильной речи Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. Исправление грамматических ошибок.

Слайд 7

Создание благоприятной речевой среды Дидактические игры на формирование грамматического строя речи Солнышко речистое Вкусный обед Он. Она. Оно. Чей хвост? Речь взрослых – образец Консультации для родителей: «Говорим как взрослые» «Детская художественная литература – образец грамотной речи»

Слайд 8

Структура сюжетно-дидактической игры Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-дидактическая игра Дидактическая задача Игровая задача Игровые действия Правила игры Подведение итогов Сюжет Содержание игры Роль Игровые действия Игровая ситуация Игровой коллектив Дидактическая задача Сюжет Содержание игры Роль Игровые действия Игровая ситуация Игровой коллектив Обучение детей трудным грамматическим формам . Сюжетно-дидактическая игра – это разновидность дидактических игр, строящаяся на основе сюжета, ролевого поведения, игровых действий в игровых условиях.

Слайд 9

Обучение детей трудным грамматическим формам . СДИ «День рождения» Согласование числительных и существительных: Четыре чашки… Пять блюдец… Восемь пирожных…. Шесть кусочков торта…. СДИ «Магазин игрушек» СДИ «Овощной магазин» Употребление пространственных предлогов: Машинки под куклами… Грузовик перед пирамидкой… Кукла около домика… Изменение существительных по падежам: Огурец, огурцов, с огурцами…

Слайд 10

Обучение детей трудным грамматическим формам . СДИ «Парикмахерская» Образование сравнительной степени прилагательных: «Вас постричь покороче?» «С этой прической вы ещё красивее» СДИ « Автомастрская » Образование глагольных форм: Поменять, сменить колесо… Открутить, закрутить гайки… Заправить машину, залить бензин… СДИ «Бабушкин компот» Образование прилагательных от существительных: Компот из груш – грушевый компот…

Слайд 11

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. Солнышко речистое Чей хвост? Чей малыш? Вкусный обед Бабушкин погребок СДИ «На бабушкином дворе», «Зоопарк»

Слайд 12

Методика исправления ошибок О.И.Соловьевой , А.М.Бородич . * Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно. * Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. * Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно, дать образец правильной речи и предложить повторить его. * Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. допустимо исправление, отсроченное во времени. * С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: « Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков », - « Правильно, вы поставили много чашек », - подтверждает воспитатель. * В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. * При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником. Исправление грамматических ошибок.

Слайд 13

Результативность профессиональной педагогической деятельности Обследование грамматического строя речи по методике Стребелевой Е.А. Обследование грамматического строя речи по методике Волковой Г.А.

Слайд 14

Выводы и перспективы Сюжетно-дидактическая игра – эффективный метод в процессе формирования грамматического строя речи для детей пятого года жизни, т.к. игра является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника и всегда ему интересна. Использовать разнообразные методы и приёмы для формирования грамматического строя речи у старших дошкольников – дидактические игры и упражнения, компьютерные игры, чтение художественной литературы, мнемотаблицы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у дошкольников

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у дошкольников...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....

Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».

В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников....

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Острота проблемы общего речевого развития (в том числе, формирования лексико-грамматического строя) у детей в настоящее время. Использование информационно-компьютерных технологий в своей работе: практ...

«Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса » Вячеслава Воскобовича»

1 слайд. Хочу представить вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи с применением «Фиолетового леса &ra...