Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Горбатюк Кристина Александровна

Острота проблемы общего речевого развития (в том числе, формирования лексико-грамматического строя) у детей в настоящее время. Использование информационно-компьютерных технологий в своей работе: практическая значимость и меры предосторожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи у дошкольников старшего дошкольного возраста.

По словам известного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой, развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы образования, начиная с детского сада.

ФГОС ДО выделяет следующие компоненты речевого развития:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Мы, педагоги дошкольных образовательных учреждений, должны создавать нашим воспитанникам условия для полноценного развития у них всех сторон речи.

Сегодня вопрос речевого развития детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Наблюдения показали, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами.

 Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем: все эти умения формируются у детей медленно, лексико-грамматические ошибки очень часто допускают дети и без сложной речевой патологии, посещающие массовые детские сады.

А ведь, как известно, чем богаче и правильнее словарь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем полноценнее его отношения со сверстниками и со взрослыми. Поэтому своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для его полноценного речевого и общего психического развития.

Для решения проблемы формирования лексико-грамматического строя речи неоспорима роль стимулирования взрослым повседневного активного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками как в  процессе специально организованного обучения (по всем образовательным областям), так и в процессе живого человеческого общения.

Эффективным методом стимулирования речевой активности, закрепления грамматических навыков, уточнения словаря, упражнения в составлении связных высказываний являются специальные дидактические (обучающие) игры.  

Но тут очень важно уметь не только правильно подобрать, гармонично ввести в общую игру-занятие, но и интересно провести эти дидактические игры. Ведь, по словам Е.И. Тихеевой, эффективность дидактических игр зависит от того, насколько они интересны ребёнку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Одним из способов решения этих задач является использование нетрадиционных методов и приёмов, внедрение современных средств обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Это, например, театрализованные игры, песочная игротерапия, игры с природным материалом, пластилинотерапия,  а также информационно-компьютерные технологии (ИКТ).

Для этой цели в своей работе я использую  специализированные компьютерные логопедические программы, например:

-программно–методический комплекс «Развитие речи»,

-специализированная компьютерная логопедическая программа  «Игры для Тигры», а также свои авторские программы по развитию речи.

Свои дидактические игры по формированию лексико-грамматического строя у старших дошкольников я оформляю в виде медиатеки мультимедийных презентаций. Для удобства презентации я распределяю по изучаемым лексическим темам. Сюда входят как статические, так и анимационные игры.

Особый интерес вызывает у детей игры-презентации, созданные на основе результатов их детского творчества: рисунков, поделок.

Таким образом, опыт использования ИКТ в формировании лексико-грамматического строя речи позволил определить его следующую практическую значимость:

 - позволяет сделать занятия более привлекательными для детей, тем самым предотвращая их утомление;

 - повысить мотивацию дошкольников, усилить желание узнать что-то новое;

 - помогает сделать более результативным развивающий процесс;

 - обеспечивает наглядность образовательного процесса;

 - позволяет сэкономить время педагога.

В то же время, используя ИКТ в своей педагогической деятельности, мы не должны забывать и о следующих моментах:

 - должны быть учтены риски Интернет-ресурсов;

 -должна быть учтена психолого-педагогическая экспертиза компьютерных игр;

 - контроль непрерывного времени работы с экраном и проектором;

- должны быть учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, интересы детей;

 - чередовать и виды, и формы работы;

 - следить за темпом работы (не должен быть быстрым);

 - исключить принуждение и подавление желания ребёнка.

Диалог с компьютером не должен заменять живое диалогическое общение участников образовательного процесса: педагога и воспитанников, воспитанников между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:" Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) использованием метода наглядного моделирования

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,  учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и напра...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...