Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи на тему

Болтовская Вера Владимировна

Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №1 "Тополек" станицы Незлобной"

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

                               разработала:

Болтовская Вера Владимировна

Георгиевский район

Пояснительная записка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе, только в этом случае работа будет эффективной и приносить стойкий положительный результат. (Приложение 1)

Цель работы с детьми по формированию грамматического строя речи: Обогащение речи детей грамматическими средствами, расширение сферы использования грамматических средств языка, развитие лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи.

Задачи грамматической работы с детьми:

- Обогащать речь детей грамматическими средствами (морфологическими, синтаксическими, словообразовательными), на основе активной деятельности в окружающем мире и звучащей речи;

- Расширять сферу использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог);

- Расширять сферу речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);

- Развивать у детей лингвистическое отношение к слову;

- Развивать поисковую активность в сфере языка и речи на основе языковых игр. (Приложение 2)

Основные направления в работе по формированию грамматического строя речи:

1. Синтаксис: составление и использование в речи простых и сложных предложений.

2. Морфология: образование множественного числа существительных, согласование существительных с местоимениями и прилагательными, числительными, спряжение глаголов.

3. Словообразование: образование однокоренных слов, существительных с суффиксами, глаголов с приставками, сравнительной и превосходной степени прилагательных. (Приложение 3)

Основные принципы работы:

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность работы;
  • наглядность;
  • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку;
  • индивидуализация темпа работы — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
  • повторяемость (цикличность повторения) материала.

Источниками формирования грамматического строя речи являются:

  • Игры: дидактические, драматизации, сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, экспериментирования, подвижные;
  • НОД (все виды);
  • Ознакомление с художественной литературой, фольклор, загадки;
  • Логические задачи;
  • Ознакомление с окружающим миром. (Приложение 4)

Работа с детьми проводится как в ходе  непосредственно образовательной деятельности, так и совместной деятельности, ежедневно. В каждое НОД по обучению грамоте и связной речи включаются игры и упражнения направленные на усвоение и использование грамматических форм. (Приложения 5, 6)

Целесообразно использовать грамматические игры и упражнения в различных режимных моментах (при умывании, одевании, во время приёма пищи, на прогулках): в утренние часы, во время динамических пауз, во второй половине дня. Наблюдения за живой и неживой природой, явлениями окружающей жизни, предметным миром  дают богатый материал для усвоения детьми грамматических форм и структур.

Формирование грамматического строя речи детей обязательно в различных видах НОД: по математике - согласование числительных, прилагательных с существительными, по физическому развитию – употребление глаголов в нужной форме, изодеятельности, музыке – согласование прилагательных с существительными, образование сравнительной и превосходной степени прилагательных и т.п.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий.

Грамматические игры и упражнения могут проводиться в различных формах: (Приложение 7)

  • В зависимости от формы организации детей педагогом:
  •  фронтально,
  •  подгруппами,
  •  индивидуально.
  • В зависимости от использования в процессе игры наглядности:
  •  устная форма без опоры на наглядность;
  •  с опорой на наглядность (предметные, ситуативные, сюжетные картинки; полиграфические и рукотворные настольные игры; опорные графические схемы, модели); (Приложения 8, 9, 10)
  •  с использованием игрушек, макетов, тренажеров и т.п.
  •  использование ИКТ (слайды, озвученные слайды). (Приложение 11)
  • В зависимости от использования в процессе игры различной атрибутики,  двигательной активности, речемыслительной деятельности:
  •  в кругу с ловлей и бросанием мяча; 
  •  в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы, двух команд;
  •  в виде викторин;
  •  с использованием фантов за правильный ответ.

Полноценное формирование грамматического строя речи детей должно происходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Наряду с традиционными формами взаимодействия с семьёй: анкетирование, консультации, рекомендации, родительские собрания, целесообразно проведение инновационных, активных форм: выпуск газеты, деловые игры, буклеты, домашние игротеки. (Приложение 12)

Планируемые результаты:

- Ребёнок владеет навыками составления простых, простых распространённых и сложных предложений.

- Ребёнок умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже.

- Ребёнок владеет навыками словоизменения.

- Ребёнок владеет основными способами словообразования.

- Ребёнок проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.

- Ребёнок проявляет словотворчество.

Мониторинг по формированию грамматического строя речи проводится в соответствии с диагностической картой. (Приложение 13)

Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

День недели

Раздел

Игры и упражнения

Понедельник

Составление простых предложений

Составь предложение по картинке

Составь предложение из слов

Найди ошибку

Исправь ошибку

Дополни предложение

Кто что делает

Размытое письмо

Согласование существительных с числительными

Измени слова по образцу

Назови правильно

Скажи правильно

Послушай рассказ и перескажи

Послушай рассказ, ответь на вопросы

Образование существительных с суффиксами

Большой – маленький

Назови ласково

Назови посуду

Профессии (он – она)

Звук [Ж] поможет изменить слово

Уменьши предмет

Вторник

Составление сложных предложений

Почему и Потому

Размытое письмо

Из двух предложений составь одно

Скажи всё наоборот

Согласование существительных с прилагательными

Какой, какая, какое

Ответь на вопросы

Назови признаки

Найди ошибку и исправь

Ответь на вопросы словосочетанием

Подбери предметы к признаку

Сделана из … Какая?

Грамматические загадки

Образование глаголов с приставками

Подбери слово-действие

Что делать? Что сделать?

Что делал? Что сделал?

Добавь приставку

Что делать? Что сделает?

Скажи наоборот

Измени слово по образцу

Закончи предложение

Среда

Образование множественного числа существительных, использование несклоняемых существительных

Много-один

Один-много

Скажи правильно

Есть – нет

Назови, чего не стало

Был и нет

Согласование местоимений с существительными и прилагательными

Мой, моя, моё, мои

Жадина

Подбери слово

Магазин

Волшебные часы

Образование сложных слов

Составь одно слово из двух

Измени слово по образцу

Четверг

Составление простых предложений

Живые слова

Кто что делал, расскажи

Кем ты хочешь стать

Пара слов

Кто интересней придумает

Распутай слова

Составь фразу

Добавь слова

Спряжение глаголов

Он-они

Измени слова, отвечая на вопросы

Измени слова по образцу

Выполни команду

Я – ты

Что делаю? Что сделал?

Образование сравнений, превосходной степени прилагательных

Сравни

Измени слова по образцу

Пятница

Составление сложных предложений

Закончи предложение

Объясните, почему

Зачем нам эти вещи

Что для чего

Образование однокоренных слов

Подбери родственные слова

Гном и дом

Снегопад

Как растут слова

Снежная сказка

Назови слова-«родственники»

Образование относительных прилагательных

Из чего – какое?

Ответь на вопросы

Закончи предложение

Ответь на вопросы, повтори словосочетание полностью

Данные игры и упражнения являются универсальными, могут быть применены к любой лексической теме. Их содержание определяется в соответствии с тематическим планированием.

Литература

  1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
  2. Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2002. – 96.
  5. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: Техинпресс, 1998. – 121 с.         
  6. Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
  7.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
  8. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
  9.  Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 4 – 6 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2004.
  10.  Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей: Пособие для занятий с детьми 6 – 8 лет. – СПб.: КОРОНА-принт, 2005.
  11.  Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
  12.  Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2003. – 240 с.
  13. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  14.  Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. — Спб.: Лань, 2002.
  15.  Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  16.  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.— М.: Просвещ., 1998.