Главные вкладки

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Полковникова Анастасия Алексеевна
    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 
    Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов). 
    Его освоение - это сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой. 
    Пятилетний дошкольник постепенно овладевает синтаксисом и морфологией. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения.  Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.
    Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь. Следует заметить, что, в какой бы языковой среде ни находился ребенок, овладение речью требует активного мышления.
     
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 

    Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов). 

    Его освоение - это сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой. 

    Пятилетний дошкольник постепенно овладевает синтаксисом и морфологией. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения.  Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.

    Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь. Следует заметить, что, в какой бы языковой среде ни находился ребенок, овладение речью требует активного мышления.

    Примеры игр и упражнений:

    1. Игра «Скажи иначе»
    Цель: формировать умение подбирать синонимы.
    Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
    Небо серое - темное, холодное, пасмурное.
    Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы).
    Высохли цветы - завяли, зачахли.
    Корм- пища, еда, продовольствие.
    Долгий - продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

    2. Игра «Посели в домик»
    Цель: развивать умение определять слоговую структуру слова.
    Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

    3. Игра «Наоборот»
    Игры на обогащение словарного запаса
    Цель:  формировать умение  подбирать антонимы (слов – неприятелей).
    Ход:
    Нам с тобой пришёл черёд
    Сыграть в игру «Наоборот».
    Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
    Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
    Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
    Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
    Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
    Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

    4. «Репортер»
    Ход: Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
    План вопросов:
    Что это? (Головной убор …).
    Из каких частей состоит?
    Какого цвета?
    В какое время года носят?
    Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

    5. «Распутай слова»
    Цель: формировать умение составлять предложения, используя данные слова.
    Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
    Предложения для игры:
    1. Дымок, идёт, трубы, из.
    2. Любит, медвежонок, мёд.
    3. Стоят, вазе, цветы, в.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых упражнений при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    В статье рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Даются конкретные методические рекомендации по использованию игровых упражнений при формировании грамматического...

    Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"

    Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, ...

    Система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Описывается система использования игр и упражнений по формированию грамматического строя речи...

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...