Главные вкладки

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Усенко Анна Владимировна

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 10-odezhda-igry_i_uprazhneniya_razvitie_rechi.docx23.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей

    младшего дошкольного возраста

    Тема: «ОДЕЖДА»

    1. «Чудесный мешочек»

    Цель: формировать умение называть правильно предметы одежды, их отдельные части, основные свойства.

    Оборудование: кукла, платье, кофта, куртка, штаны, шорты.

    Ход:

    Воспитатель - к нам в детский сад пришла Маша. Маша, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

    Дети - платье.

    Воспитатель - какое платье?

    Дети - красное, красивое и т.п.

    Воспитатель - кладем платье на стол. А это что?

    Дети - кофта.

    Воспитатель - какая кофта?

    Аналогичным образом воспитатель достает штаны, рубашку и др.

    Воспитатель - теперь Маша с вами хочет поиграть. Она спрятала все вещи в мешочек. Маша опустит руку в мешочек, возьмет вещь и расскажет вам про нее, а вы должны догадаться, что у Маши в руке. Слушайте внимательно. Оно короткое, красивое. Что это?

    Дети - платье

    Воспитатель - Они длинные, черные. Что это?

    Дети - штаны

    Воспитатель - Она теплая, вязанная. Что это?

    Дети - кофта

    Воспитатель - Она  большая, красная. Что это?

    Дети - куртка

    Воспитатель - Теперь найдите и положите в мешочек вещи. Что осталось?

    Дети - шорты

    Воспитатель - Это все — одежда. Спасибо, Маша, что пришла к нам. До свидания.

    1. «Один - много»

    Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.

    Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.

    Ход: В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.

    Шапка - шапки (много чего?) - шапок

    Кофта - кофты - много кофт

    Юбка - юбки - много юбок

    Футболка - футболки - много футболок

    Шуба - шубы - много шуб

    1. «Назови ласково»

    Цель: побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Ход: Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.

     - У мамы платье, а у Тани…платьице

     - У мамы кофта, а у Тани…кофточка

     - У мамы куртка, а у Тани …курточка

     - У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.

    1. «Дай - бери»

    Цель: Побуждать образовывать повелительную форму глагола.

    Оборудование: Кукла и предметы ее одежды.

    Ход: Для этого варианта понадобится кукла и ее одежда. У педагога — кукла, у ребенка — ее одежда. Педагог, постепенно одевая куклу, просит у ребенка предметы одежды: «Дай чулки», «дай туфли» и т.д. В ответ на эти просьбы ребенок дает нужную вещь, сопровождая ее речью: «Берите» (или: «Берите туфли», «Возьмите туфли») Если у ребенка лишь лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На».

    При повторении  игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка вещи куклы.

    1. «Чьи вещи?»

    Цель: Побуждать  детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

    Оборудование: Картинки: халат, мама, шорты, мальчик, рубашка, папа, куртка, дедушка, платок, бабушка, платье, девочка.

    Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?». Педагог дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Шорты мальчика», «Платье девочки», «Куртка дедушки», «Рубашка папы», «Платок бабушки» и т.д.

    1. «Какую одежду носит девочка?»

    Цель: Побуждать детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.

    Оборудование:  Две куклы.

    Ход: 

    Вариант 1. Педагог садится напротив детей. На столе две куклы: одна — в одежде девочки, другая — в одежде мальчика. «Посчитаем, сколько девочек в нашей группе»,— говорит педагог, показывает рукой на каждую девочку, называет ее имя и, наконец, указывает на куклу  и говорит: «А вот еще одна девочка. Как хорошо она одета! Подойди, Лена, скажи, какая одежда на кукле». Лена называет, например: «Юбка». Следующий ребенок: «Белая кофточка». Третий: «Фартук с карманом». На девочках дети также находят юбку, фартук с карманами, кофточку, бантик. Подобным образом игра проводится и с куклой-мальчиком.

    Вариант 2. Педагог задает вопрос следующим образом: «Что надела кукла?»

    Образец речи детей: «Кукла надела кофту»; «Кукла надела юбку».

    1. «Я - ты»

    Цель: Формировать умение детей спрягать глаголы.

    Оборудование: Картинки с одеждой

    Ход: Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Одежды». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором картинки с одеждой. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся одежду. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил штаны». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?»  Один из детей отвечает: «Ты купил штаны» и т. д.

    Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.

    1. «Магазин одежды»

    Цель: Формировать умение детей выражать просьбу одним-двумя словами «дай то-то», закрепить название одежды.

    Оборудование: Предметы детской одежды.

    Ход: Раскладываются предметы одежды. К продавцу подходит покупатель и просит подать ему понравившуюся одежду. Продавец спрашивает: «Что вам надо?» Покупатель: «Дайте зеленые штаны» (красное платье, серую шубу, желтую юбку и т.п.)

    1. «Что лишнее?»

    Цель: Формировать представление об одежде, развитие логического мышления, внимание, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

    Оборудование: Картинки

    Ход: Педагог показывает детям картинки, просит назвать их, показать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

     - юбка, брюки, мяч, кофта. Что лишнее?

    Дети: Мяч, потому что это игрушка.

    1. «Зимняя или летняя?»

    Цель: формировать умение детей классифицировать одежду по временам года

    Оборудование: картинки с одеждой, картинки с характерными признаками времени года.

    Ход: выставляются карточки с изображением сезонных изменений: солнце, снежинка, цветок, грибы. Ребенку надо подобрать одежду для времени года.

    Снежинка - шуба, шарф, варежки, шапка

    Солнце - футболка, шорты, юбка, панама

    Грибы - куртка, шапочка

    Цветы - кофта, куртка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

    Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

    Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте

    Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте

    1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк...

    Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

    Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи - это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов)....

    Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

    Данный материал содержит игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...