Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии на тему

Гурлова Юлия Сергеевна

Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultirovanie_dlya_vospit_didaktich.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: на каждом столе одна картинка.

Ход игры: воспитатель спрашивает: “ Что у вас на картинке? ”. Дети отвечают:

- У меня флаг

- У меня флаги.

- У меня дом.

- У меня дома и т. д.

Упражнение «Один - много».

Наглядный материал: картинки по числу детей с изображением одного или нескольких предметов.

Ход игры: воспитатель раздаёт картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна и т. д.

Упражнение «Магазин».

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.

Ход игры: на игровом поле расположены 3 – 4 куклы, 3 – 4 мишки и т. д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т. д.

Упражнение «А что у вас? ».

Наглядный материал: у каждого ребёнка картинки с изображением предметов во множественном числе. У воспитателя те же картинки но с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры: воспитатель говорит: “ У меня кукла. А у вас? ”. Ответы детей:

- У меня куклы и т. д.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Магазин».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что он будет продавец, а они покупатели. Спрашивает поочерёдно: “Что ты купишь? ”. Дети отвечают:

- Я куплю мяч.

- Я куплю куклу и т. д.

Упражнение «Закончи предложение».

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога:

- Папа читает … /книгу/.

- Зоя ловит … /бабочку/ и т. д.

Упражнение «Кто кого обогнал».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка, мальчик, кошка, собака/.

Ход игры: фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает: ” Кто кого обогнал? ”. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту и т. д.

Упражнение «Кто что делает».

Наглядный материал: картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами на разных планшетах.

Ход игры: воспитатель спрашивает ребёнка: ”Что ты видишь на картинке? ”. Ребёнок отвечает:

- Я вижу собаку, кошку, мальчика и т. д.

Драматизация сказки «Человек и животные».

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простыми распространёнными предложениями, правильно употреблять форму винительного падежа; закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны ответить предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы и т. д.

Упражнение «У Заиньки День рождения».

Наглядный материал: картинки.

Ход игры: воспитатель говорит:

- У Заиньки День рождения. Он приготовил разные угощения. /показывает картинки: орехи, рыбка, мёд/. Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОГО И МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Игра «Чего не стало? ».

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям посмотреть 3 – 4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 -2 игрушки и спрашивает: ” Чего не стало? ”. Дети отвечают:

- Не стало мишки, куклы и т. д.

Игра «Желание».

Наглядный материал: стакан чая, воды, молока, компота.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, дети её заканчивают:

- Я выпью … /стакан молока/.

- Я выпью … /стакан воды/и т. д.

Игра «Угадай дерево по листу».

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев.

Ход игры: воспитатель показывает карточку одну за другой и спрашивает, какому дереву принадлежит этот лист. Даёт образец ответа:

- Этот лист / ветка/ берёзы.

- Этот лист липы и т. д.

Упражнение «Кого кормит девочка».

Наглядный материал: магнитный театр / девочка с лукошком, куры, гуси, утки/.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией: “Кого кормит девочка? ”.

Дети отвечают:

- Девочка кормит кур и т. д.

Упражнение «Теремок».

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.

Ход игры: Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят и т. д.

Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ТВОРИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Упражнение «Что с чем?

Наглядный материал: картинки – ящик с яблоками; мешок с грушами.

Ход игры: воспитатель выставляет картинки на полотно и спрашивает: “ Что с чем? ”. Дети отвечают.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ С ПРЕДЛОГАМИ

Упражнение «Что ты любишь? ».

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красное платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Саши и т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Наглядный материал: сюжетные картинки / лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина/.

Ход игры: дети по картинкам составляют предложения с союзом на.

- Мальчик катается на самокате.

- Вера едет на машине. И т. д.

Упражнение «На чём дети катаются».

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры: воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье у кого?

- У Зины.

- Синий флажок у кого?

- У Сани. И т. д.

Упражнение «Где Петрушка? ».

Наглядный материал: кукольная мебель, кукла Петрушка.

Ход игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван. Дети объясняют, где Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т. д.

СОГЛАСОВАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ И МЕСТОИМЕНИЯМИ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ; С ГЛАГОЛАМИ – В ЧИСЛЕ, РОДЕ.

Игра «Картинки».

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных /какой, какая, какое? /.

Наглядный материал: набор картинок /стул, карандаш, апельсин, лимон, помидор, котёнок, цыплёнок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо, большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко/.

Ход игры: воспитатель говорит:

- У меня в коробке много картинок. Вы мне будите показывать картинку, а я назову, что на ней нарисовано /большое яблоко, голубая чашка, красный помидор/. Теперь я буду показывать картинки, а вы будете их называть.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.

Игра «Кто с кем».

Наглядный материал: картинки – животные и их животные.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: “ Кто с кем вышел на полянку?

- Лиса с лисёнком.

- Зайчиха с зайчёнком и т. д.

Игра «Где мишка искал свой мяч».

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать их в речи, предлоги под, за, на, около, с. Учить детей изменять падежное окончание существительных при употреблении различных предлогов /на стуле, под стулом, около стула /.

Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают.

- Что делает мишка? /Мишка спит/.

- Где спит мишка? /На кровати/.

- Что сейчас делает мишка? /Мишка встал/.

- Он проснулся. Разве он уже встал с кровати? /Не встал, ещё сидит/.

- Где он сидит? / На кровати/.

Воспитатель говорит, что мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, под диван, он ищет мяч за диваном, за шкафом, за буфетом, он заглядывает в шкаф, в буфет, затем на буфет, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине.

По ходу игры задаются вопросы:

- Куда теперь пошёл мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.

Статья посвящена развитию речи детей младшего дошкольного возраста в совместной с педагогом деятельности....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

Статья: «Формирование грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста»

В статье представлены задачи, методы и приемы по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....