Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Головкова Галина Николаевна

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная группа

«Кто больше назовёт действий?»

Цель: Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

_ Что можно сказать о снеге? Снег что делает?

(Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит…)

_ Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?

(Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше…)

_ Что можно сказать о солнце?

(Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает…)

_ Что делает солнце весной?

(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит…)

_ Что делает трава весной?

(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю…)

_Что делают птицы весной?

(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов…)

_ Что делают почки весной?

(Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются…)

_ Что можно делать с цветами?                                                                        

(Сажать,  поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу…)

 «Весенние слова»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

_ Зимой какое небо?

(Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное…)

_ Весной небо какое?

(Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное…)

_ Весной солнце какое?

( Яркое, лучистое, тёплое, ласковое…)

_ Трава весной какая?

(Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая…)

 «Угадай»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

_ Весёлая, звонкая, прозрачная – что это?

(Капель, сосулька)

_ Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это?

(День)

 «Подбери слово»

Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Солнечный, весёлый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Робкая, ранняя…

Всходит, появляется, прорастает…

Прилетают, возвращаются…

 «Скажи наоборот о весне»

Цель: Учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

Ранняя – поздняя

Затяжная – дружная

Тёплая – холодная

Весёлая – грустная

 «Умный словесник»

_ Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

(Капель)

_ Совсем маленькая капля.

(Капелька)

_ Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд.

(Оттепель)

_ Место, где стаял снег, и открылась земля.

(Проталина)

_ Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

(Полынья)

_ Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.

(Половодье)

_ Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи.

(Распутица)

_ Небольшой водный поток.

(Ручей)

_ А как назвать его ласково?

(Ручеёк)

 «Угадай птицу»

Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.

_ Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)

_ Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)

_ Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)

Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.

(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол…)

_ Грачи какие?

(Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)

_ Грачи что делают?

(Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)

Цель: Образование родственных слов.

Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда), грачовник (скопление грачиных гнёзд).

Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое), скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

 «Доскажи словечко»

Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)

Мама на тёрке натёрла …

На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …

 «Узнай название соков»

Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных

Сок из винограда – виноградный сок

Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;

Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – …;

Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .

 «Родственники»

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов

Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)

Соль (солонка, солить, засолка…)

Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное…)

 «Мой, моё, моя»

Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Мой – стакан, чайник, половник…

Моя – тарелка, чашка, кастрюля..

Моё – блюдце, блюдо…

Мои – ложки, тарелки…

 «Ложка и стакан»

Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы

Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.

 «Назови свои действия»

Цель: Упражнять в образовании глаголов

Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать

Я помогаю стол … накрывать, сервировать

Я помогаю тарелки … расставлять, мыть

Я помогаю крошки … сметать

Я помогаю пол … подметать

Я умею пыль … вытирать

 «У каждой вещи своё место»

Цель: Упражнять в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.

Посуда хранится (где?) на кухне.

Сахар насыпали (куда?) в сахарницу.

Молоко перелили (куда?) в молочник.

Соль находится (где?) в солонке.

Перец насыпали (куда?) в перечницу.

Хлеб хранится (где?) в хлебнице.

Селёдку подали (в чём?) в селёдочнице.

 «Скажи по- другому»

Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов

Вкусный … аппетитный, лакомый

Пища … кушанье, снедь, еда, яства

Гостеприимный … радушный, хлебосольный

 «Объясни значение»

Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов

Не в свое тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»

Цель: Упражнять в названии действия предмета.

Я могу (что делать?): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

Завязывать, развязывать (шнурки), застёгивать, расстёгивать (молнию), чистить.

«Я один»

Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

 «Многозначные слова»

Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.

Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.

Какие щётки вы знаете? Назовите их.

Этой щёткой чищу зубы.  Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.

«Лето»

Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст:

Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка и ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

  • Что   делали   девочки   на   лугу?
  • Куда   побежали   Таня   и   Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

Таня одевается.— Оля раздевается.

Таня  обувается.— Оля  разувается.

Таня завязывает.— Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я купаюсь.

Оля одевается, и я одеваюсь.

Оля    умывается,    и    я    умываюсь.

Воспитатель просит их сказать правильно:

Дети пошли купаться (куда?) на речку.

Дети    купаются     (где?)    в    реке.

Дети    переплывают    (что?)    реку.

    Лодки    плывут    (где?)    по    реке.

Дидактическая    игра    «Почемучки»

Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.

Ход игры.

Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили-были Потому и Почему? Видят они - катится бревно.

  • Почему оно катится? — спросил Почему.
  • Оно катится потому, что оно круглое,— ответил Потому.
  • А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое?  —   спросил  Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

  • Почему она летит? — спросил Почему.
  • Птица летит потому, что у нее крылья есть,— ответил Потому.
  • А почему бы нам не сделать крылья? — спросил Почему.

Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

  • Какие вопросы задавал Почему?
  • Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

  • Почему пришел врач?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему улетают птицы?
  • Почему  зимой  нельзя купаться?
  • Почему   летом   не   носят   шубу?
  • Почему зимой надевают варежки?

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

    Наглядный материал: настольный театр: домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил был Мишутка  в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошел. А потом в домик (что сделал?) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошел. Через полянку (что сделал?) перешел и ушел к себе домой.

 - А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте  выразительно.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный   материал: -чик        -ист

 ракетчик        танкист

       минометчик        связист

летчик  зенитчик          артиллерист

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов

-щик,    -тель, -ист.

часовщик        строитель        пианист

крановщик       учитель        бульдозерист

каменщик        тракторист

стекольщик

Дидактическое упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая

чистит   картофель,— картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка,  кофемолка,   овощерезка,   соковыжималка.

Дидактическое  упражнение «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры: Воспитатель называет предложение, например: «В лесу видели расцветшую черемуху»,— предлагает сказать по-другому.

Возможные  ответы детей:

В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

В лесу мы увидели цветущую черёмуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которыx дети видели в лесу или зоопарке.

В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.

 В лесу   мы   видели  белочку,   которая прыгала с ветки на ветку.

Дидактическое упражнение «На остановке»

Цель: Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

  Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры: Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе — до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино — в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино — на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец    ответа:    «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопрос детям: Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.

Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

  • Мы поливаем цветы на клумбах, потому что... (для их роста нужна влага).
  • Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что... (на улице зима).
  • Деревья и кусты покрылись инеем, потому что... (стало холодно).
  • На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... (наступила поздняя осень).
  • Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы... .
  • Коля взял игрушку для того, чтобы... . И так далее.

Дидактические упражнения на согласование числительного с существительными

Задания.

  1. Сосчитать, сколько предметов.

Образец ответа: Один шар, два шара, пять шаров.

  1. Сосчитать, сколько и каких предметов.

Образец ответа: Один белый гриб. Два белых гриба. Пять белых грибов.

Сколько (указывает на грибы)?                       (Один.)

Какой?                         (Белый.)

Что?                         (Гриб.)

После того как дети научатся согласовывать числительное с прилагательным и существительным, можно требовать от детей составить предложения по аналогии.

3. Рассмотреть   картинку.   Составить   предложения.

Образец ответа: Два гриба выросли под елкой. Два белых гриба выросли под елкой.

  1. Составить условие задачи: а) по демонстрационному материалу.

Воспитатель выставляет предметные картинки или предметы, вырезанные из картона, дети составляют условие задачи.

Например, две матрешки и одна матрешка. Стояли две матрешки. Поставили еще одну матрешку. Сколько стало матрешек?

б) По сюжетным картинкам.

Сидели две девочки. К ним подошла еще одна девочка. Сколько стало девочек?

  1. Прослушать задачу.  Поставить к  ней   вопрос.

Воспитатель прочитывает условие задачи, а дети ставят только вопрос.

Воспитатель. Лена купила один шар. Потом она купила еще два шара.

Дети. Сколько шаров купила Лена?

Воспитатель. У Коли  было    четыре яблока.  Одно яблоко он отдал товарищу.

Дети. Сколько яблок осталось у Коли? И т. д.

Дидактические задания на составление сложных предложений по демонстрируемому действию

Задания.

1.        Составить предложения про Лену и Сашу. Воспитатель дает задание двум детям:

—        Лена, сиди, Коля, стой.

Дети должны составить предложение. Например: Лена сидит, а Коля стоит.

2.        Закончить предложения. Повторить предложения целиком.
Лимон кислый, а  арбуз...   (сладкий).
Лимон кислый, а арбуз сладкий.

Дыня сладкая, а редька... (горькая). Дыня сладкая, а редька горькая. И т. д.

  1. Ответить на вопросы: Каковы по вкусу лимон и мёд? лук и виноград? сельдь и сахар? Каковы по цвету уголь и мел? василек и гвоздика? заяц зимой и заяц летом? Каковы на ощупь вата и дерево? огурец и помидор? И т. д.
  2. Составить предложение по двум предметным картинкам, сравнивая их по форме, цвету, вкусу, действию и т. д.
  3. Прослушать сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему». Ответить на вопросы.

Жили были Почему и Потому. Видят они — катится бревно.

  • Почему оно катится? — спросило Почему.
  • Потому что оно круглое, — ответило Потому.
  • А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? — спросило Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо.

Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

Почему она летит? — спросило Почему.

  • Потому что у нее крылья есть, — ответило Потому.

—        А почему бы нам не сделать крылья? — спросило Почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему».

6. Ответить на вопросы: какие вопросы задавало Почему? Как отвечало Потому?

Игра «Почемучка»

а)        Дети спрашивают воспитателя. Воспитатель отвечает на вопросы
детей, используя союз
потому что.

б)        воспитатель спрашивает детей, требуя употребления союза
потому что.

Образцы вопросов: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему надо быть внимательным на занятии?


Младшая группа

«Отгадай животных»

Мычит (кто?)…

Мяукает (кто?)…

Лает (кто?)…

Блеет (кто?0…

Плавает (кто?)…

Хрюкает (кто?)…

Ржёт (кто?)…

                 

«Ласковые слова»

Цель: Образование имён существительных при помощи суффиксов

Чашка – чашечка; кружка – кружечка; ложка – ложечка; кастрюля – кастрюлечка, кастрюлька; крышка – крышечка; сковорода – сковородочка; кувшин – кувшинчик.

«Семья»

Цель: Расширение пассивного и активного словаря. Формирование простого нераспространённого предложения.

Оборудование: Сюжетная картинка, изображающая семью.

Воспитатель выясняет у детей их состав семьи. Затем рассматривает сюжетную картинку.

Воспитатель: Это семья. Вот папа, мама, сын, дочка, бабушка, дедушка.

Задание: Дети показывают на картинке папу, маму, сына, дочь, бабушку, дедушку.

Воспитатель:  Кто это? (Это папа и т. д )

-  Где папа, мама, сын? (Вот папа и т. д.) Можно дать имена мальчику и девочке (Лиза и Коля).

Выяснить родственные отношения в семье.

- Кто Лиза маме? А папе? Кто Коля маме и папе?

- Как бабушка скажет о Лизе, о Коле?

- Как дедушка скажет о Лизе? О Коле?

«Мы едем, едем, едем»

Цель: Помочь подобрать картинку к предложению.

Оборудование: Картинки с изображением транспорта.

- Едет современный (что?) … поезд

- к дому подъехало (что?) … такси

- мчится в больницу (что?) … скорая помощь

- летит быстрый (что?) … самолёт

- грохочет по рельсам (что?) … трамвай

- идёт по волнам (что?) … корабль и т. д.

«На что это похоже?»

Цель: Учить подбирать картинки к словам, правильно формулировать предложения.

Оборудование: Картинки с изображением облака, коромысла, серпа, муравейника, зеркала и т. д.

- Белое облако похоже (на что?) на вату.

- Радуга похожа на …

- Холм похож на …

-Молодой месяц похож на …

Гладь озера похожа на …

«Венок»

Цель: Учить правильно использовать падежные окончания при продолжении предложения.

Оборудование: Картинки с изображением цветов: ромашка, одуванчик, колокольчик, клевер, роза, незабудка и т. д.

Задание: Продолжи предложение, называя цветы: «Я плету венок из …

Игра «Что мы делаем?»

Цель.   Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Дети повторяют действия за воспитателем, сопровождая их речью.

Дети сопряженно с воспитателем проговаривают: «Хлоп-хлоп хлоп. (Что мы делаем?) Хлопаем. Топ-топ-топ. Топаем». И т. д.

Игра повторяется. Дети отвечают на вопрос воспитателя самостоятельно.

Задание. Прослушать стихотворение, «У меня друзей немало».

Воспитатель читает стихотворение.

У меня друзей немало.                  Света светит. Соня спит.

Я их  всех  нарисовала.                Тоня тонет. Но не дам ей

Маша   машет.  Паша  пашет.                    утонуть.

Коля колет. Поля полет.                Я спасу подружку Тоню.

Валя валит. Катя катит.                Нарисую   что-нибудь.

Ответить на вопрос «Что делают дети?» с опорой на имя Маша. (Машет), Паша (пашет), Коля (колет), Поля (полет), Валя (валит), Света (светит), Соня (спит), Тоня (тонет).

«Два медведя»

Цель. Закрепление образования существительных при помощи суффиксов.

Оборудование. У детей картинки, изображающие большого и маленького медведей. Набор предметных картинок: большая и маленькая тарелки; большая и маленькая ложки, большие и маленькие чашки и блюдца.

Воспитатель обращается к детям и просит их найти медвежонка, медведя. Дети находят, воспитатель их спрашивает: «Как ты догадался, что это медвежонок?» Ребенок должен ответить: «Он маленький» или: «Он большой». Так же они должны найти посуду и ответить, кому она принадлежит и почему.

Задание. Закончить предложение.

У медведя (воспитатель показывает чашку) (чашка).

У медвежонка (чашечка). И т. д.

«Кого нет?»

Цель:   Усвоение формы  родительного  падежа  без предлога.

Оборудование: Настольный театр «Репка»

Воспитатель. Сейчас  я  проверю, запомнили ли  вы, кто тянул репку.

Кто первый пришел? (Дед.)   (Выставляется фигурка деда.) Кого еще нет? (Бабки.)  (Выставляется фигурка бабки.) И т. д.

 «Прятки»

Цель: Закрепление формы родительного падежа.

Воспитатель предлагает закрыть детям глаза. Кто – то из детей встаёт за спину воспитателя. Дети открывают глаза.

Воспитатель: Кого нет? (Нет Лены). (Дети поочерёдно прячутся, игра продолжается)

Играем с игрушками»

Цель. Активизация отработанной фразы. Воспитание речевого общения.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход  игры

Воспитатель предлагает детям обратиться с просьбой к нему или к товарищу, чтобы ему дали игрушку, и даст им образец для просьбы, например «Петя (или Ира и т. д.), дай мне большой мяч» и т. д. Таким образом, дети обмениваются игрушками, обращаясь друг к другу.

Затем игра усложняется. Воспитатель объясняет им, что все вежливые люди употребляют при просьбах вежливые слова, такие, как спасибо, пожалуйста. И дает им образец просьбы: «Коля, дай, пожалуйста, мишку». «Спасибо». Эти слова вводят в активную речь детей. Логопед следит за тем, чтобы дети не забывали «вежливые» слова.

«Отгадай, кто это»

У детей картинка с изображением одного из животных. Воспитатель загадывает загадки: «Есть ноги, есть хвост, есть рога. Кто это? У кого?» Тот, у кого на картинке нужное животное, показывает ее и говорит: «Это корова. Корова у меня».

Воспитатель. Есть голова, пятачок, хвост. Кто это? У кого? (Это свинья. Свинья у меня.) И т. д.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не разгадают все загадки.

«Магазин»

Цель. Практическое усвоение множественного числа существительных.

Оборудование. Игрушки на полке: два-три мишки, две-три куклы и т, д. У воспитателя те же игрушки в единственном числе.

Воспитатель. У меня мишка, а в магазине (мишки). У меня кукла, а в магазине (куклы). У меня машина, а в магазине (машины). И т. д.

«Что у вас?»

Цель. Практическое усвоение множественного числа существительных

Оборудование. Игрушки на полке: два-три мишки, две-три куклы и т, д. У воспитателя те же игрушки в единственном числе.

Каждому ребенку даются одинаковые предметные картинки или предметы. У ведущего (воспитателя или ребенка) находится тот же самый предмет, но в одном экземпляре.

Ведущий. У меня кукла. А у вас? (У нас куклы.) У меня карандаш.    А у вас? (У нас карандаши.) У меня яблоко. (У нас яблоки.) И т. д.

Игра в лото»

Цель: Практическое усвоение существительных мужского и женского рода.

Оборудование. У детей большие карточки. У воспитателя - маленькие с изображением предметных рисунков.

Воспитатель  показывает картинку, ребенок, у которого есть такая картинка, говорит «Моя кукла» или «Мой зайка».

Если ответ правильный, ребенок получает картинку. Неправильный ответ исправляется не воспитателем, а детьми.

«Выставка»

Дети в свободное от занятий время вместе с воспитателем рисуют разные предметы (зайку, мяч, куклу, машину и т. д.). Затем рисунки выставляются в групповой комнате. Воспитатель предлагает детям пойти на выставку детского рисунка и найти свой рисунок. На вопрос логопеда дети отвечают: «Вот мой зайка» или «Вот моя машина» и т. д.

«Кто кого обогнал?»

Цель: Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога

Дети бегут парами наперегонки. Воспитатель  спрашивает у детей: «Кто кого обогнал?» Дети отвечают: «Рита обогнала Машу. Коля обогнал Петю». И т. д.

Дидактическое упражнение на практическое усвоение формы родительного падежа

Задание. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос: чьи это вещи?

Халат, мама, панама, мальчик, очки, папа, шляпа, дедушка, косынка, бабушка, бант, девочка.

Образец ответа: Халат мамы,

Дидактические игры на усвоение формы родительного падежа

 «Чего нет?»

У воспитателя на столе разные игрушки.  Воспитатель предлагает детям три-четыре игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.

Дети закрывают глаза, воспитатель  убирает сначала одну, затем две, три игрушки.

Образец ответа: Нет куклы. Нет мишка. И т. д.

«Кого нет?»

I        вариант. Водящий ребенок закрывает глаза. Кто-то из
детей прячется. Водящий должен узнать, кого нет.

Образец ответа: Нет Лены.

II вариант. Даются картинки, изображающие членов семьи. Дети закрывают глаза или отворачиваются. Воспитатель убирает одну картинку.

Образец ответа: Нет тети.

«Желание»

Оборудование. Картинки, изображающие стакан молока, стакан чая, стакан компота.

Воспитатель начинает фразу. Дети ее заканчивают.

-— Я выпью стакан (воды) и т. д.

Далее дети самостоятельно выражают свои желания аналогичной фразой, опираясь на предметные картинки.

«Угадай по листику дерево»

Оборудование. Коллекция листьев от знакомых детям деревьев.

Воспитатель показывает на листик и спрашивает, какому дереву лист принадлежит.

Образец ответа: Это лист березы.

«Верни вещь хозяину»

У детей берутся мелкие предметы (бантик, карандаш, расческа, игрушка и т. д.). Воспитатель  демонстрирует поочередно вещи детей   и спрашивает:   «Чей   это  карандаш?»

Образец ответа: Карандаш Вовы.

Задания.

1. Прослушать отрывок из стихотворения «Топтыгин и лиса» К. Чуковского.

       «Отчего ты плачешь,                 Даже у кудлатых,

Глупый   ты,   Медведь?»         У глупых собачат

«Как же мне,                              За спиной мохнатые

Медведю,                                   Хвостики торчат.

Не плакать, не реветь?              Даже озорные

Бедный  я,  несчастный             Драные коты

Сирота,                                      Кверху задирают

Я  на свет родился                    Рваные хвосты.

Без хвоста.

Только я, несчастный                Ладно, родной,

Сирота,                    Я готов.

По лесу гуляю                    У меня сколько хочешь

Без хвоста.                    Хвостов.

Доктор, добрый  доктор,                    Есть козлиные.

Меня ты пожалей,                    Есть лошадиные,

Хвостик поскорее                    Есть ослиные

Бедному   пришей!»                    длинные-длинные.

Засмеялся  добрый                      Я тебе, сирота, услужу:        

Доктор  Айболит.                         Хоть четыре хвоста привяжу …

Глупому Медведю

Доктор говорит:        

Воспитатель: Нужен ли Медведю другой хвост?

Далее воспитатель коротко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост и его сразу поймали охотники.

2. Рассмотреть  картинки.   Назвать,   чьи  это хвосты.

Образец   ответа: Хвост собаки. Хвост лошади.

Дидактические упражнения на практическое усвоение формы   творительного падежа

Задания.

1.        Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос: чем?

а)        По опорным предметным картинкам.

Пилят (чем?) (пила). Шьют (чем?) (игла). Расчесываются (чем?)   (расческа).

б)        Без картинок.

Мы слушаем (чем?). Мы смотрим (чем?).

2.        Закончить предложения.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие веник, тряпку, воду, скатерть, мальчика и девочку.

Воспитатель называет начало фразы, дети заканчивают предложение.

— Мамы нет дома.  Маша и Саша решили убрать комнату. Саша подмел пол (чем?). Маша стерла пыль (чем?). Саша помыл посуду горячей   (чем?). Мама  была  довольна   (кем?).

3.        Дополнить предложения, отвечая на вопросы.

а)        По   картинкам.   Повторить  предложение  целиком.
Оборудование. Предметные картинки.

Мама шьет (что?) (кому?). Папа рисует (что?) (кому?). Бабушка вяжет (что?) (кому?).

б)        Без картинок.

Повар мешает (что?) (чем?). Зина режет (что?) (чем?). Маляр красит (что?)   (чем?). Мама машет (кому?)   (чем?).

Игры  для практическое усвоение предлога с

«Кто с кем?»        

Воспитатель  раскладывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей и говорит:

-  «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их с мамой».

Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных и подкладывают каждого к своей маме. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки и задаст им вопрос: кто с кем вышел гулять?

Образец ответа: Лиса с лисенком или Лиса с лисятами.

«С чем корзинка?»

Воспитатель раздает детям корзинки или картинки с изображением  корзинки,  наполненной орехами,  грибами, ягодами.

Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Пошли дети в лес. А в лесу много грибов, орехов, ягод. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите, с чем у них корзинки». Дети рассматривают свои картинки и отвечают на вопрос воспитателя, например: У меня корзинка с грибами.

«Кто с кем стоит?»

Дети строятся парами, воспитатель спрашивает их:  «Оля, с  кем ты стоишь?» Оля отвечает: «Я стою с Колей».  И т. д.

Дидактические задания на практическое усвоение предлога с

1.        Ответить на вопрос: что ты любишь? (Можно использовать картинки.)

Воспитатель обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?» Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с маслом. Я люблю хлеб с сыром». И т. д.

2.        «Что с чем?».

Образец ответа: Каша с молоком. Тарелка с супом. И. т. д.

Придумать   предложения   с данными   сочетаниями.

Образец: На столе стоит тарелка с супом.

«Прогулка»

Дети собираются гулять. Они одеваются и говорят: «Я зайду за Таней» или «Я зашла за Таней». И т. д.

«Прятки»

Дети пересчитываются и прячутся в комнате. Водящий находит ребенка и говорит: «Оля спряталась за стул. Витя спрятался за шкаф» и т. д.

Дидактические   задания на практическое усвоение родительного падежа с предлогами без, из, у

1.        Рассмотреть картинки. Ответить на вопросы: кто без чего?
Что   без   чего?   (Можно   использовать поломанные   игрушки.)

Образец ответа: Заяц без уха. Мишка без лапы. Машина без колеса.

2.        Рассмотреть предмет. Ответить на вопросы: из чего сделан
предмет? Какой?

Образец: воспитатель демонстрирует мяч и спрашивает у детей:  

— Мяч какой?   {Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.)

3.        Составить предложение с опорой на предметные картинки по образцу.

Образец:   Столы делают из дерева.   Столы деревянные.

4.        Ответить на вопрос: у кого какие детеныши? Используются картинки, изображающие животных и птиц. Например: Жеребенок у лошади. Щенок у собаки.  Цыплята у курицы.  И  т. д.

Дидактические задания на практическое усвоение форм предложного падежа с предлогами о  на

  1. Рассмотреть картинки. 

Ответить на вопросы:

О ком заботятся дети? О чем заботятся дети?

Образец ответа: Дети заботятся о деревьях.

2.        Ответить на вопрос: где что находится?

а)        С опорой на натуральные предметы.

Дети следят за указкой воспитателя и дают ответ по образцу: Мишка на стуле. Книги на полке.

б)        По памяти.

Воспитатель называет только предметы, которые должны храниться в определенных местах (платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). Дети отвечают: «Платья висят в шкафу». И т. д.

3.        Прослушать   стихотворение   3.   Александровой   «Что   взяла — клади на место».

Это Оленька известно:                           Надо делать всё сначала:

Что берёшь – клади на место!               Положить в прихожей кошку,

Только девочка мала,                            Положить на стол галошку,

Забывает, где взяла.                               А на стул поставить мак.

На диван кладёт галошку,                     Тоже, кажется, не так…

А на стол сажает кошку.                        Оля смотрит виновато.    

На пол ставит красный мак:                   Нет, стояло всё не там!

- Это так или не так?                               Помогите ей, ребята,

Если мама промолчала,                          Всё расставить по местам!

  1. Ответить на вопросы: куда надо положить галошку? Куда посадить кошку?    Куда поставить красный мак?
  2. Закончить предложения по опорным картинкам или игрушкам. Воспитатель начинает предложение, дети его заканчивают. Например: У Лены кукла. Мама купила куклу. Красивое платье у куклы.
  3. Ответить на вопросы (полным предложением). Что у Лены? Что купила мама? У кого красивое платье? И т. д.

7.        Дополнить предложения, отвечая па вопросы. По картинкам (картинки подбирает воспитатель).

Бабушка вяжет (что?)... (кому?).... Мама шьет (что?)... (кому?) .... Коля рисует (что?)... (кому?).... Лена рисует (что?)... (чем?).... Рита играет (с чем?)...(где?)..

«Я готовлю сам»

Цель: Учить детей правильно использовать падежные окончания.

Материалы: Картинки: Свёкла, картофель, груша, морковь, мясо, яблоки, чеснок, лук, малина, вишня, помидоры, апельсин, слива и т.д.

- Мы сварим борщ из …

- Мы сварим компот из ...


Старшая группа

«Колючая игра»

Цель: Упражнять детей в  подборе нужных слов, обогащать словарь, развивать речь.

Когда – то жил на свете волшебник Пинти Гру-

Тот самый, что придумал весёлую игру:

_ Мне говорили как – то, но вот забыл я всё ж,

Какое слово кактус? Какое слово ёж?

Ах, да! Ну – ну! Конечно! Колючие слова!

И гвоздь, пила, иголка – колючие слова!

Подхватывают дети: _ Комар! Укол! Пчела!

И нос у Буратино – колючие слова!

А вы – то, что ж молчите? Скажите: «Пинту Гру!»

И можете включаться в колючую игру.

«Слово на ладошке»

Цель: Упражнять детей в  подборе нужных слов, обогащать словарь, развивать речь.

Я найду слова везде: и на небе и в воде.

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

_ Поищем слова в воде (Рыбы, водоросли, ракушки, камешки…)

_ В кармане  (Ключи, телефон, очки, деньги, квитанции, бумажки…)

_ На потолке  (Лампы, мухи, солнечные блики, краска…)

«Восстанови пословицу»

Цель: Познакомить с новыми пословицами, помочь понять смысл народных  высказываний, научить строить логически завершённое предложение.

Сделал дело …

Любишь кататься …

«Закончи предложения»

Цель: Упражнять в составлении предложений»

Из молока получают … (сливки, сметану, творог, масло)

Ребята лепили из глины … (Чашки, тарелки, ложки, стаканы)

Ребята ставят на стол …

«Сконструируй предложение»

Мама, кухне, стояла, на

Её, плече, на, висело, полотенце

Миску, она, большую, вытирала

«Исправь ошибку»

Хлеб пилят пилой;  Лимон режут ножницами;  Чай наливают из лейки; Макароны едят ложкой.

«Скажи наоборот»

Цель: Тренировать в употреблении в речи антонимов

Налить – вылить; насыпать – высыпать; чистая тарелка – грязная тарелка; горячий чай – холодный чай; острый нож – тупой нож; большой кофейник – маленький кофейник; высокий кофейник – низкий кофейник; новый кувшин – старый кувшин.

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: Ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный   материал: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям: Что  делает мальчик? (Рисует.) Что сделал мальчик?   (Нарисовал.)

Пары   глаголов:   лепит — слепил, моет — вымыл, пел — спел, играет — поиграл, гулял — погулял.

Словообразование Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

  Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах,— ... (лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах,— ... (лыжница).

Прыгает в воду... (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун — бегунья, гимнаст — гимнастка, пловец — пловчиха.

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Материал: наглядные картинки.

Словарный материал: рыбу ловит ... (рыболов), пчел разводит ... (пчеловод), сам летает ... (самолет), лес рубит … (лесоруб).

Дидактическая игра «Телефон»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры: Дети друг другу говорят что-то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

  • Петя сказал, что сегодня плохая погода.
  • Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.
  • Толя ответил, что у него нет книги.

Дидактическое упражнение «Скажи правильно»

Цель:  Учить детей   на  слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры: Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

  • Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения.
  • У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.
  • Взошло солнце, потому что стало тепло.
  • Стало тепло, потому что взошло солнце.
  • Грачи прилетели, потому что пришла весна.
  • Пришла весна, потому что прилетели грачи.
  • Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.
  • День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

 Наглядный материал: игрушки.

 Ход игры: Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитографе. (Белка везет на санках матрешек. Матрешки везут белку.) И дает образец высказывания:

  • Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.
  • После того как белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать ее.
  • Когда белка покатала матрешек на санках,   матрешки   стали   катать   ее.

Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.)

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

«Подбери слово»

Цель: Учить правильно подбирать вопрос к словам, определять живой предмет или нет.

Оборудование: Картинки  с живыми и неживыми предметами (собака, река, лиса, часы, заяц, молоко и т. д

 Бежит Кто? Зайчик

Бежит что? Ручей

«Сказка»

Цель: Учить детей  самостоятельно продолжать предложения.

Оборудование: Рисунки из сказок.

- Пятачок пришёл в гости к …

-Старик пришёл просить помощи к …

-Принц торопится к …

- Мальвина шла по лесу к …

- Ласточка прилетела на помощь к …

- Чипполино спешит к …

«Путешествие по материкам»

Цель: Учить детей продолжать предложения, правильно подбирая слова во множественном числе.

Оборудование: Картинки с изображением жирафа, обезьяны, льва, тигра, слона, оленя, крокодила, страуса, леопарда, зебры, пингвина, белого медведя, моржа, тюленя.

- В Африку мы поедим за …

- В Австралию отправимся за …

- -В Евразию поедим за …

- В Антарктиду поедим за …

Дидактические упражнения на согласование существительного с прилагательным в роде

Задания.

1.        Подобрать картинку к слову.

Оборудование. Картинки, изображающие мячи большой и маленький; шары большой и маленький; мячи красный и синий; шары красный и синий; пирамидки большую и маленькую; пирамидки красную и синюю.

Воспитатель предлагает детям парные картинки (например: большой мяч и маленький мяч, маленькая машина и большая машина) и называет прилагательное большой, а дети должны показать мяч. На прилагательное большая дети показывают машину. И т. д.

2.        Ответить на вопросы: какой? Какая?

Воспитатель демонстрирует большую пирамидку, большой мяч. Дети отвечают: «Большой мяч. Большая пирамидка». И т. д.

3.        Рассмотри свою картинку (игрушку). Ответь на вопросы:
какой? Какая?

Образец ответа: Мой мяч большой. Мой мяч синий. Моя лодка красная.

4.  Рассмотреть игрушку, картинку. Ответить на вопросы:  какой? Какая?

Рассматривается предмет:

а)        По размеру: большой, маленький, большая, маленькая.

б)        По форме: круглый, круглая, овальный, овальная, квадратный, квадратная.

в)        По цвету: красный, красная, синий, синяя.

г)        На ощупь: твердый, твердая, мягкий, мягкая.

д)        На вкус: сладкий, сладкая, горький, горькая, кислый, кислая, соленый, соленая.

(Предметы для рассматривания: шар, репа, огурец, морковь, помидор, арбуз, свекла, редька, клюква, капуста, книжка, стол.)

Игра «Где мы были, что видели?»

Для этой игры воспитатель подбирает пять картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; двадцать предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, бабочки, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы. Воспитатель раздает картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:

1.        Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки: грибы, ягоды, белку, ежа.

2.        Ответить на вопросы: где ты был? Что видел?
Образец ответа:  Я  был в лесу. Я  видел  белку,    грибы, ежа, ягоды.

Игры и упражнения

«В профессии»

Воспитатель раскладывает картинки, изображающие людей разных профессий, и раздает их детям. Игру ведет воспитатель. Он обращается к кому-нибудь из детей: «Кем ты будешь?»

Ребенок отвечает. (Я буду врачом. Я буду портнихой.) И т.д.

Воспитатель. Что делает врач? (Врач лечит людей.) Что делает портниха? (Портниха шьет платья.)

«В лото»

 (Можно использовать «Ботаническое лото».)

Детям раздают карточки лото, и они придумывают предложение по своей картинке, затем каждый закрывает свою картинку. Воспитатель показывает картинку, изображающую ромашку, и тот, у которого на карточке есть ромашка, придумывает предложение, например: Я собрала в поле ромашки или Я люблю ромашки. И т. д.

Задания.

1.        Прослушать предложения. Исправить их.

Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Сашей. Дорога едет по машине. Гена разбил стеклом мяч. Оля с картинкой рисуют папу. Мама  несет сумку в капусте.

2.        Прослушать предложения. Ответить на вопросы.
       Мышка меньше кошки. Кто больше?

Дерево выше куста. Что ниже?

Река шире ручья. Что уже?        

Охотник шел за собакой. Кто шел впереди?

Внука провожал дедушка. Кто уезжал?

У мамы день рождения. Кого поздравляли дети?

Работа над интонационной законченностью предложений.

Задания.

  1. Хлопни, если я всё сказала. Воспитатель читает предложение и делает акцент на интонацию законченного или незаконченного предложения.

Дети ушли. Дети ушли гулять. Дети ушли… гулять. Дети ушли гулять… в лес.

Дети рисуют. Дети рисуют… флажки. Дети рисуют флажки… красками.

Даша стирает. Даша стирает… бельё. Даша стирает бельё…кукле.

  1. Закончить предложение за воспитателем. Воспитатель начинает предложение с интонацией повышения голоса, дети заканчивают с интонацией понижения.
  2.  Белый снег в лесу лежит,                 На сосне сидит синица

Зайка под  кустом...   (дрожит).    Под кустом сидит…(лисица).

  1. Отгадать загадки.

На шесте дворец,                      Хлопотунья, белобока,

Во дворце певец.                       А зовут её… (сорока).

А зовут его … (скворец).

Мчится без оглядки,                  На коня мальчонка сел,

Лишь сверкают пятки.               Как на крыльях полетел.

Мчится что есть духу,               Мчится с горки без опаски.

Хвост короче уха.                     А зовут коня… (салазки).

Живо угадай – ка.                     Это … (зайка).

4.        Послушай и скажи, спросила я или ответила.

Воспитатель произносит одну и ту же фразу то с повествовательной, то с вопросительной интонацией. Например: Дождь идет? Дождь идет. Дети гуляют. Дети гуляют?

  1. Прослушать стихотворение «Ты куда?».
  2. Ответить на  вопросы:  кто спрашивал?   Кто отвечал?

Воспитатель                                 Дети

- Гусь – гусёк, куда пошёл ты?  Спрашивали вы.

- На речной песочек жёлтый.     Отвечал гусь.

- А ты, гуля – голубок?             Спрашивали вы.

- В лес зелёный на дубок.          Отвечал голубь.

- А ты? (спрошу я зайку)           Спрашивали вы.

- В поле, на лужайку.                Отвечал зайка.

- А ты куда, Алёнушка?             Спрашивали вы.

- Я во двор на солнышко.           Отвечала Алёнушка.

7. Воспитатель распределяет роли в стихотворении «Ты куда?». Роль ведущего остается за воспитателем. В дальнейшем роль ведущего передается детям. Во время инсценировки воспитатель обращает внимание детей на вопросительную и повествовательную интонации. Так же строится работа со стихотворениями «Курочка-рябушка» и «Кто умеет?».

  • Курочка-рябушка, куда ты пошла? (На речку.)
  • Курочка-рябушка, зачем ты пошла? (За водичкой.)
  • Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?   (Цыпляток поить.)
  • Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить?   (Пи-пи-пи.)

  • Ведущий. Кто  умеет  утром   сам   просыпаться по   часам?

1-й ребенок. Я умею по часам просыпаться утром сам. 

Ведущий.   Кто   умеет   на   кроватке  простыню     расправить

гладко?

2-й ребенок. Я умею на кроватке простыню расправить гладко.

Ведущий. Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться?

3-й ребенок. Я обычно утром рано умываюсь из-под крана.

4-й ребенок. Я сама теперь умею вымыть и лицо, и шею. 

Игры и упражнения по теме: «Предложение»

Игра «Магазин»        

Оборудование. Куклы, кубики, карандаши, матрешки, книги, шары.

Воспитатель объясняет детям, что в магазине много разных товаров. Кто придумает предложение со словом много и названием товаров, которые есть в магазине, тот получит фишку.

Задание. Прослушать рассказы и дополнить предложения по картинкам. Пересказать рассказ, как запомнил.

Медведь и пчелы

Однажды медведь увидел, что из дупла вылетело много (пчелы). Он ловко залез на дерево, но (пчелы) начали его кусать. Медведь убежал от (пчелы).

Москва

Это Москва. В Москве много красивых (площадь), красивых (улица), (памятник), (театр), высоких (здание).

Сквер

Наш сквер очень красивый. Там много больших (деревья), красивых (цветы), (фонтаны). В нашем сквере играют много (дети).



 Средняя группа

«Угадай, кто я»

Бородатый (кто?)…козёл                  Пучеглазая (кто?)…

Огромный (кто?)…                              Хитрая (кто?)…

Ядовитая (кто?)…                                Мохнатый (кто?)…

Полосатая (кто?)…                              Заботливая (кто?)…

Колючий (кто?)…                                Проворная (кто?)…

Задиристый (кто?)…                          Важный (кто?)…

Верный (кто?)…                                  Злой (кто?)…

Рогатый (кто?)…                                 Толстый (кто?)…            

        Дидактическая игра «Светофор»

Цель: В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь соотносить слова в предложении, побуждать ребят к самостоятельному отбору словесного материала и  включения   его   в   предложение.

Наглядный материал: транспорт — игрушки, настольный светофор.

Ход игры. Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

«Для чего и для кого?»

Цель: Учить детей подбирать и называть рисунок, который поможет закончить предложения.

Оборудование: Картинки с изображением Чая, кофе, салата, молока, лошади, скворца, коровы, свиньи, мыла.

- Чайник нужен для …

- Конюшня нужна для …

- Мыльница нужна для …

- Коровник нужен для …

- Курятник нужен для …

- Скворечник нужен для …

- Свинарник нужен для …

- Кофейник нужен для …

- Салатник нужен для …

 - Молочник нужен для …

«Он, она»

Цель: «Помочь детям пообобрать необходимые слова»

Оборудование: Картинки с изображением животных.

- Медведь – медведица

- Волк –

- Лис –

- Лев –

- Тигр –

- Слон – слониха

- Лось –

- Заяц –

- Морж –

- Бобр -

«У кого что?»

Цель: Практическое закрепление единственного и множественного числа существительных.

Оборудование: Карточки с изображением предметов в единственном  и множественном  числе.

Воспитатель раздаёт карточки детям и предлагает выполнить следующие задания.

  1. Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос «У кого что?» Дети должны

ответить примерно  (У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня грибы. И т. д.)

  1. Изменить слово так, чтобы оно означало много предметов. (Выделять голосом окончания слов.) Например: Груша груши. Яблоко —.... Стол —.... Дом —.... Огурец — .... Стул —.... Шар— ... .   Лес —... . Заяц —... . Лист —....

Один предмет. Например: Сумки —... . Зонты —... . Кровати —... . Глаза—... . Уши —... . Книжки —... . Грибы —... . Зайцы —... . Носы —... . Ноги —....

«Ласковые имена»

Цель: Практическое усвоение словообразования.

Воспитатель усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «Ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.

Затем воспитатель предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и воспитатель предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.

Воспитатель:                                                      Дети:

Хоровод водили, ласковыми  были.                       Выйди, Леночка, в кружок,

В   кружок  вызывали,  имя называли.             Возьми, Леночка, флажок.

Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.

Задания.

1.        Дать ласковые имена и названия, например: Таня—Танечка. Мама — мамочка.

а)        Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа,
Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.

б)        Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.

2.        Прослушать стихотворение «Про Марусю и бабусю».

К. Чуковский

Марьюшка,   Марусенька,                               Машеньке — копеечку,

Машенька  и Манечка                               Манечке—копеечку.

Захотели  сладкого                               Вот  какая  добрая

Сахарного пряничка.                               Бабушка была!

Бабушка по улице старенькая шла.                 Марьюшка, Марусенька,

Девочкам по денежке бабушка дала.                 Машенька  и  Манечка

Марьюшке — копеечку,                              Побежали в лавочку

Марусеньке — копеечку,                              И купили  пряничка.

                             Дед Кондрат задумался, глядя из угла:

                            Много ли копеечек бабушка дала?

Вопросы.   Сколько было девочек? Как можно ласково назвать девочку Машу?

Задание.

1.        Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на
себе и на кукле (в сравнении), например:
голова головка.

Лоб, нос, живот, палец, нога, спина, шея, рука, щеки, губы, ноги, глаза.

2.        Запомнить названия мебели. Изменить слова по образцу:
стол столик.

Стол, стул, кровать, диван, кресло.

3.        Запомнить названия посуды. Изменить слова по образцу:
чашечка чашка.

Кружечка, тарелочка, ложечка,   пилочка,   ножичек,   блюдечко.

4.        Запомнить названия одежды и обуви. Изменить слова по
образцу:  
шапка шапочка, рубашечка рубашка.

Кофта, юбка, чулки, штаны, ботиночки, шапка, рубашечка, туфельки.

«Экскурсия»

Оборудование.   Картинки.

Воспитатель  объявляет детям, что они сегодня будут играть. Игра называется «Экскурсия». Что такое экскурсия, детям объясняют, и еще воспитатель говорит, что это будет необычная экскурсия, ненастоящая. Они должны будут себе представить, что находятся, например, в саду, и ответить на вопрос: что они увидели в саду? Отвечать на вопросы можно и с помощью картинок, и без них. Картинки  воспитатель раскладывает перед каждым ребенком. Ребенок должен найти картинку, показать се и назвать (например, яблоко, сливу, грушу), а затем положить картинки изображением вниз и ответить без неё. Так можно побывать на огороде, в лесу, в магазине игрушек и т. д.

«Магазин» (ролевая)

Цель: Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога

Оборудование:  Игрушки. 

Воспитатель  объявляет детям, что он будет продавец, а они покупатели. Воспитатель спрашивает у детей поочередно: «Что ты купишь?» Дети отвечают: «Я куплю мяч. Я куплю куклу», — и берут ее с полки. Логопед спрашивает: «Что ты купил?» (Я купил мяч.. Я купил куклу.) И т. д.

Задания.

1.        Ответить на вопрос: кто что любит?

а) С опорой на картинку; б) без нее. Например: Корова любит {траву). Собака любит (кость). Кошка любит (молоко). И т. д.

2.        Закончить предложение только с опорой на картинку. Произнести предложение целиком.

Папа читает (книгу). Мама моет (дочку). Зоя ловит (бабочку). Дима ест (булку). И т. д.

  1. Ответить на вопрос: кто что делает? (С опорой на сюжетную
    картинку.)
    (Повар варит суп.)

Игра с флажком «Кому дать?»

  Цель:    Практическое усвоение формы дательного падежа

Воспитатель вместе с детьми водит хоровод и читает стишок. В середине круга ребенок с флажком.

Встали дети в кружок,        Кому дать, кому дать?

Увидали флажок.        Кому флаг передать?

Воспитатель указывает на девочку (Лену). Ребенок передает флажок Лене, говоря при этом: «Даю флажок Лене». В середину круга выходит Лена с флажком. После слов: «Кому флаг передать?»— передает флаг другому ребенку, говоря при этом: «Даю флаг Саше». Игра продолжается.

Дидактические упражнения на практическое усвоение формы дательного падежа

Задание. Ответить на вопрос: кому нужны эти вещи? (По опорным картинкам.)

Образец ответа: Очки -- бабушке. Фартук повару. И т. д.

Задание. Ответить на вопрос: кому что нужно? (Без опорных картинок.)

Образец ответа: Трава корове. (Кость, молоко, листья, орехи, морковь, капуста.)

Задание. Догадайся, кому приготовлено угощение. Кого ждал зайка?

Оборудование:  Картинки, изображающие морковь, мед, орехи, рыбу, капусту.

Воспитатель: У зайки день рождения. Разное угощение приготовил зайка. (Воспитатель показывает картинки.) Угадайте, кому он приготовил орехи. (Орехи белке.) Кого ждет зайка? (Зайка ждет белку.) Рыба кому? (Лисе.) Кого ждет зайка? (Зайка ждет лису.) Мед кому? (Медведю.) Кого ждет зайка? (Зайка ждет медведя.) И т. д.

Задания.

1. «Мы дежурим». Воспитатель распределяет между детьми обязанности, а затем спрашивает: «Кому подметать пол? (Тане.) Кому поливать цветы? (Оле.) Кому собирать кубики? (Маше.)» И т. д.

Задание еще раз уточняется. Воспитатель спрашивает у детей, указывая: «Что делать Оле? (Оле полить цветы.)» Нужно добиваться, чтобы ответ был полным,

2. Инсценирование стихотворения.

Воспитатель распределяет роли между детьми (белка, синичка, воробей, лисичка, зайка, медведь). Выходит белка, держит корзиночку и говорит:

На тележке я стою        Подходя, не зевай,

И орешки продаю.        Только имя называй.

Кому в платок?   (Подходит лисичка.) Лисичке-сестричке.

Кому в зобок? (Подходят синичка, воробей). Воробью, синичке.

Кому в кузовок? (Подходит медведь.) Мишке косолапому.

Кому в лапочку? (Подходит заяц.) Заиньке усатому.

Задание. Дополнить предложения, отвечая на вопросы по картинкам. Повторить предложение целиком.

Мама шьет. (Что? Кому?) (Дочка.)

Папа рисует. (Что? Кому?) (Сын.)

Бабушка вяжет. (Что? Кому?) (Внук.)

Дедушка читает. (Что? Кому?)1 (Внучка.)

Лена дает, (Что? Кому?) (Мама.)

Миша дает. (Что? Кому?) (Маша.)

Дидактические игры и упражнения на практическое усвоение предлогов

Игра «Кто на чем поедет?»     

Детям предлагаются предметные картинки, изображающие транспорт. Они берут в руки картинку и отвечают на вопрос воспитателя, выделяя голосом предлог на.

Образец от в е т а: Я поеду на машине.

1.        Закончить предложение и повторить его целиком. Воспитатель
начинает фразу, дети заканчивают.

Ромашки растут на.... Орехи растут на.... Грибы растут на.... Яблоки растут на.... И т. д.

2.        Составить предложения по сюжетным картинкам и ответить на вопрос: кто на чем сидит, лежит? Белка сидит на ветке. Зайка сидит на траве. Птица сидит на суку. Папа лежит на диване. Мальчик лежит на песке. Бабушка лежит на кровати.

3. Рассмотреть картинки. Ответить на вопросы: Кто на чем едет? Кто на кого смотрит? Кто на кого обиделся?

«Кто заблудился»

Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

- Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц)

- Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька)

- Остановился зайчик, огляделся по сторонам и испугался.

- Почему? (Потерялся, заблудился).

- Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорчённый).

- Что может его развеселить? (Птичка песенку споёт, ёжик весёлую сказочку расскажет).

«Чем я могу помочь?»

Цель: Учить детей правильно использовать падежные окончания.

Материалы: Картинки, подобранные к вопросам.

Задание: Подбери нужные предметы, отвечая на вопрос «чем?»

- Я могу пилить (чем?)

- Ем котлеты (чем?)

- Пишу записки (чем?)

- Намыливаю руки (чем70

- Рисую (чем?)

- Вещи я глажу (чем?)

- Шью (чем?)

- Закручиваю шуруп (чем?)

«Еда для животных»

Цель: Учить детей правильно использовать падежные окончания.

Материалы: картинки, изображающие животных и еду для них.

Задание: Отобрать картинки, на которых нарисовано то, чем любит полакомиться то или иное животное.

- Лиса мечтает о …

- Медведь любит …

- Кошка ест …

- Волк хочет съесть …

- Зайчику нравится …

«Сколько здесь зверят»

Цель: Научить детей правильно употреблять слова в единственном и множественном числе.

Образец: Котенок – котик – котята. 

Щенок – щеночек -

Телёнок – телёночек –

Поросёнок – поросёночек –

Жеребёнок – жеребёночек –

Утёнок – утёночек –

Зайчонок – зайчик –

Волчонок – волчок –

Слонёнок – слоник –

«Все профессии важны»

Цель: Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов»

Образец: Он учитель – она учительница.

Воспитатель –

Повар –

Продавец –

Певец –

Кассир –

Врач –

Дрессировщик -



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств изодеятельности в формировании грамматической правильной речи дошкольников с ОНР

система работы включает концепцию деятельности, научный аппарат, инновационные подходы в проведении занятий...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников.

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...