Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а также в умении называть действия предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

(подготовительная к школе группа)

«Кто больше назовёт действий? »

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)

• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)

• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)

• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)

• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)

• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)

• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)

• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)

«Весенние слова»

Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.

• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)

• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)

• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)

• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)

«Подбери слово»

Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Солнечный, весёлый…

Ясная, холодная…

Серое, хмурое…

Робкая, ранняя…

Всходит, появляется, прорастает…

Прилетают, возвращаются…

«Скажи наоборот о весне»

Цель: Учить подбирать антонимы к словам.

Весна:

Ранняя – поздняя

Затяжная – дружная

Тёплая – холодная

Весёлая – грустная

«Умный словесник»

• Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)

• Совсем маленькая капля. (Капелька)

• Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)

• Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)

• Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. (Полынья)

• Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)

• Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. (Распутица)

• Небольшой водный поток. (Ручей)

• А как назвать его ласково? (Ручеёк)

«Угадай птицу»

Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.

• Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)

• Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)

• Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)

Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.

(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол)

• Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)

• Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)

Цель: Образование родственных слов.

Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачовник (скопление грачиных гнёзд) .

Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.

«Доскажи словечко»

Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)

Мама на тёрке натёрла …

На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …

«Узнай название соков»

Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных

Сок из винограда – виноградный сок

Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;

Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – … ;

Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .

«Родственники»

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов

Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)

Соль (солонка, солить, засолка)

Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное)

«Мой, моё, моя»

Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Мой – стакан, чайник, половник…

Моя – тарелка, чашка, кастрюля.

Моё – блюдце, блюдо…

Мои – ложки, тарелки…

«Ложка и стакан»

Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы

Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.

«Назови свои действия»

Цель: Упражнять в образовании глаголов

Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать

Я помогаю стол … накрывать, сервировать

Я помогаю тарелки … расставлять, мыть

Я помогаю крошки … сметать

Я помогаю пол … подметать

Я умею пыль … вытирать

«У каждой вещи своё место»

Цель: Упражнять в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.

Посуда хранится (где) на кухне.

Сахар насыпали (куда) в сахарницу.

Молоко перелили (куда) в молочник.

Соль находится (где) в солонке.

Перец насыпали (куда) в перечницу.

Хлеб хранится (где) в хлебнице.

Селёдку подали (в чём) в селёдочнице.

«Скажи по- другому»

Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов

Вкусный … аппетитный, лакомый

Пища … кушанье, снедь, еда, яства

Гостеприимный … радушный, хлебосольный

«Объясни значение»

Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов

Не в свое тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»

Цель: Упражнять в названии действия предмета.

Я могу (что делать) : обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

«Я один»

Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Многозначные слова»

Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.

Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.

Какие щётки вы знаете? Назовите их.

Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.

«Лето»

Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии) ; закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст:

Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка и ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

— Что делали девочки на лугу?

— Куда побежали Таня и Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям) :

Таня одевается. — Оля раздевается.

Таня обувается. — Оля разувается.

Таня завязывает. — Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я купаюсь.

Оля одевается, и я одеваюсь.

Оля умывается, и я умываюсь.

Воспитатель просит их сказать правильно:

Дети пошли купаться (куда) на речку.

Дети купаются (где) в реке.

Дети переплывают (что) реку.

Лодки плывут (где) по реке.

Дидактическая игра «Почемучки»

Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.

Ход игры.

Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили-были Потому и Почему? Видят они - катится бревно.

• Почему оно катится? — спросил Почему.

• Оно катится потому, что оно круглое, — ответил Потому.

• А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? - спросил Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

• Почему она летит? — спросил Почему.

• Птица летит потому, что у нее крылья есть, — ответил Потому.

• А почему бы нам не сделать крылья? — спросил Почему.

Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

• Какие вопросы задавал Почему?

• Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

• Почему пришел врач?

• Почему люди берут зонты?

• Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему летом не носят шубу?

• Почему зимой надевают варежки?

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

Наглядный материал: настольный театр: домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал) обошел. А потом в домик (что сделал) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал) вышел. С крылечка (что сделал) сошел. Через полянку (что сделал) перешел и ушел к себе домой.

- А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал: -чик -ист

Ракетчик, танкист, минометчик, связист, летчик, зенитчик, артиллерист

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов

-щик, -тель, -ист.

часовщик строитель пианист

крановщик учитель бульдозерист

каменщик тракторист

стекольщик

Дидактическое упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая

чистит картофель, — картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка.

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Цель: Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры: Воспитатель называет предложение, например: «В лесу видели расцветшую черемуху», — предлагает сказать по-другому.

Возможные ответы детей:

В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

В лесу мы увидели цветущую черёмуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которыx дети видели в лесу или зоопарке.

В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.

В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....