информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
консультация (подготовительная группа)

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего школьного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_oktyabr_noyabr21.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей.

Речевая компетентность дошкольников.


В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства. Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция ребёнка предусматривает: лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую, коммуникативную составляющие.

Лексическая компетенция предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Её содержательную линию составляют пассивный словарь в пределах возраста (синонимы, омонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слов, однокоренные слова, образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты). По качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. При формировании грамматического строя речи у детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетическая компетенция предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).

Диалогическая компетентность предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона- диалог между двумя детьми, разговорная речь. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог.

Монологическая компетентность предполагает сформированность умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Умение развёрнуто высказываться, рассказывать про события из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, предложенную тему и выбранную самостоятельно (творческое рассказывание).

Коммуникативная компетентность предусматривает умение комплексно применять вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, позу и т. д.) способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, оценивать его.

Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира.

Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребёнка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи.

Речь развивается в процессе подражания.

Овладенью речью – это сложный, многосторонний психический процесс: её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов.

Семья- первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.

Чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требования, указания – всё это разные виды речевого общения.

В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребёнку нужен не только взрослый, но и другие дети.

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Учёные установили, что самый эффективной деятельностью для такого вхождения в мир других людей является игра.

Главное достоинство игры состоит в том, что ребёнок является её участником, героем её сюжетов.

Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.

Поэтому организация речевой развивающей среды в детском саду стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию детей. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

Игра на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Скажи нужное слово»

Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, расширить их словарный запас.

Оборудование: мяч.

Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.

Игра «Подбери родственные слова»

Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от одного исходного слова.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.

Например, главное слово - СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.

Игра «Замени слово»

Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.

Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.

На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действия (открыть - закрыть, встать - сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий - низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.) По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.

Информация для родителей

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.

Пути и средства художественно-эстетического воспитания

· ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

· доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

· знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Палех», Дымковская игрушка» и др.);

- знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

- работа с глиной, изготовление оригами, рисунков.

Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития ребенка

«Подбери узор»

Цель: закрепить знание элементов народной росписи.

Материалы: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.

Содержание: детям предлагается путем наложения подобрать платья для барышень или подобрать узор для посуды, игрушек.

«Кора дерева»

Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.

Материалы: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.

Содержание: детям предлагается подобрать кору к каждому дереву.

 «Фантастическое животное»

Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.

Материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).

Содержание: детям предлагается составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.

«Веселые ладошки»

Цель: развивать творческое воображение.

Материалы: картонные силуэты ладошек, предметы-шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.

Содержание: педагог предлагает детям нарядить каждый пальчик - на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.

«Угадай на что похоже»

Цель: развивать творческое воображение.

Материалы: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.

Содержание: педагог предлагает детям постараться увидеть образ в кусочке ткани, дорисовать и описать.

«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, формировать умение составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)

Материалы: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.

Содержание: детям предлагается составить натюрморт.

Информация для родителей.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольника.

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

     Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.

  Очень полезно родителям читать детям «умные» сказки,   стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи.

    Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей.

   Разыгрывание сказок с заместителями. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка», можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками. А рукавичку – самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет. Далее можно заменять кружки игрушками, изображающими героев. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации. После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

         Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.

        Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное), «Приготовим сок» (яблочный), «Посчитай до пяти» (одна слива, две сливы… пять слив). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.

И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Чистоговорки.

Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу.

Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа.

В звезде найдёшь ты букву «з»,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,

А в болоте лягушачьем у неё большая дача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

Повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»

В консультации освещены такие напревления, как:-Особенности проведения домашних занятий; -Игры для развития речи с использованием подручных предметов;-Развиваем грамматически правильную речь на п...

Консультация для родителей: " Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста"

Повысить компетентность родителей в вопросах развития правильной речи в домашних условиях....