Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
    методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

    Симонова Ольга Викторовна

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    /СРЕДНЯЯ ГРУППА/

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

    «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

    Коррекционно-образовательные цели.

    Закрепление и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши», выделение отличительных признаков диких животных, совершенствование грамматического строя речи /образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, употребление существительных в форме родительного, дательного, винительного и предложного падежей, практическое употребление предлогов в составе простого предложения, составление простого распространённого предложения со зрительной опорой, образование существительных в форме именительного падежа множественного числа/, совершенствование навыка составления и чтения слияний изученных гласных.

    Коррекционно-развивающие цели.

    Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, развитие навыков речевого общения, диалогической речи, развитие фонематического слуха  /дифференциация звуков [А] – [У] в словах с опорой на картинки/

    Коррекционно-воспитательные цели.

    Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.

    Оборудование.

    Картина леса, фигурки диких животных и их детёнышей, картинки с изображением хвостов диких животных, изображение жилищ, корма животных, разрезные картинки диких животных на каждого ребёнка, кубик с пиктограммой, изображение жилища и животного для игры «Найди свой домик», CD-диск со звуками леса, изображение тучки и снежинок с буквами, гномы и картинки с предметами, начинающимися на звуки [А] и [У], корзиночки с орешком.

    Предварительная работа.

    Беседа по теме, рассматривание картинок, разучивание стихотворений и сопутствующих движений «В лес сегодня мы пойдём…», « Побывали мы в лесу…», разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», работа с пиктограммой.

     

     

    Ход занятия.

    1. Организационный момент /Развитие слухового внимания, объявление темы

    занятия, создание положительного фона, закрепление и активизация словаря по теме/

    Дети входят в группу.

    Логопед: - Здравствуйте дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с ними.

    Дети здороваются.

    Логопед: - Давайте сейчас покажем гостям, чему вы научились, какие вы умные и внимательные.

    Звучит музыка «Звуки леса»

    Логопед: - Ребятки, прислушайтесь! /слушают звуки леса/. Что это за звуки?

    Дети: - Я слышал, как волк воет.

              - А я слышала, как птички поют.

              - Там звери кричали!

    Логопед: - Да, действительно, вы слышали голоса животных и птиц. А голоса каких животных вы слышали?

    Дети: - Голос волка.

              - Голос медведя.

    Логопед: - А как вы думаете, где мы можем услышать голоса диких животных?

    Дети: - В лесу.

    Логопед: - Правильно, а почему?

    Дети: - Потому что они там живут.

    Логопед: - Соня, а почему их называют дикими?

    Соня: - Их называют дикими, потому что они живут в лесу.

    Логопед: - А ещё почему?

    Никита: - Потому что им никто не помогает, они сами еду себе ищут.

    Логопед: - Правильно. Молодцы! Дикие животные сами о себе заботятся, строят жилища, добывают еду, выращивают своих детёнышей.

    Сегодня мы с вами отправимся в лес.

     

    1. Речь с движением /Развитие общей моторики, координации речи с движением/

    Дети становятся в шеренгу. Произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения вместе с логопедом.

    В лес сегодня мы идём,                         Восемь шагов на месте.

    Погулять хотим мы в нём.                                            

    Через ямки перейдём,                          Два шага вперёд правой и левой ногой.

    Тут под ёлочкой пройдём.                    Приседая, двигаются вперёд.

    Мы от веток уклоняемся,                     Наклоны вправо, влево.

    Будто спортом занимаемся.              Два наклона вперёд.

    Обойти хотим болото,                          Один приставной шаг вправо, один-влево

    Страшно стало нам чего-то.              Ладонями закрывают лицо и качают головой.

    Но здесь кочки есть для нас,             Два прыжка вперёд на двух ногах.

    Перепрыгнем их сейчас.                    Два прыжка вперёд на правой и левой ноге.

     

    В лес дремучий мы пришли,             Ударяют попеременно кулачками и ладонями.

    Все препятствия прошли!                  Поочерёдно соединяют пальчики с большим.

     

    1. Игра «Кто это? /Развитие фонематических представлений, диалогической речи,

    мышления/

    Логопед: - Вот мы с вами и оказались в лесу, наши стульчики превратились в

    пенёчки. Сядет на пенёк тот, кто придумает слово на звук [А].

    Дети придумывают слова и садятся.

    Логопед: - А сейчас попробуйте отгадать, о каком животном я буду говорить.

    imageХитрая, рыжая, пушистая …/лиса/

    Злой, голодный, серый …/волк/                                                 Дети отгадывают,

    Маленький, длинноухий, летом серый, зимой белый …/заяц/      логопед выставляет     

    Большой, бурый, косолапый, неуклюжий …/медведь/                  картинки на наборное                  

    Маленький, колючий, серый …/ёж/                                          полотно.

    Рыжая, маленькая, проворная …/белка/                                   

    - Молодцы, угадали всех животных.

     

    1. Дидактическая игра «Прятки». /Совершенствование грамматического строя

    речи – практическое употребление предлогов в составе простого предложения, согласование слов в предложении; развитие зрительного внимания/

    Логопед: - Ребятки, где живут дикие животные?

    Дети: - Дикие животные живут в лесу.

    Логопед: - Правильно, в лесу /обращает внимание детей на картину леса/и они боятся человека, поэтому могут прятаться от него. Давайте поиграем в игру «Прятки». Вы должны будете сказать, где спряталось животное. /Прикрепляет фигурки животных на картину леса/

    Где спрятался заяц?

    Никита: - Заяц спрятался под кустом

    Логопед: - Где спряталась белка?

    Алина: - Белка спряталась на дереве.

    Логопед: - Где спрятался медведь?

    Соня: - Медведь спрятался за ёлкой. И т.д.

     

    1. Дидактическая игра «Чей хвост?» /Совершенствование грамматического

    строя речи – образование существительных родительного падежа единственного числа; развитие мышления/

    Логопед: - Как вы думаете, что это?

    Дети: - Это хвосты.

    Логопед: - Правильно, давайте теперь попробуем угадать, кто из животных их потерял? Чей это хвост?

    Дети: - Это хвост лисы.

    Логопед: - Правильно. Егор, иди, найди на картинке лису и прикрепи ей хвост.  /Ребёнок выполняет действия/

    Логопед: - Чей это хвост?

    Никита: - Это хвост волка.

    Логопед: - Правильно. Иди, прикрепляй. И т.д.

     

    1. Игровое задание «Кубик кидай – слово угадай» /Работа с пиктограммой.

    Совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребление сущ. в им. п. множ.ч., образование сущ. для обозначения детёнышей животных в ед. и мн. числе/

     

    п/п

    Пикто­грамма

    Задание

    Образец ответа

    1.

    ЖИВОТНОЕ

            Назови, кто это

    Это заяц

    2.

    imageimage

            Назови, кто это

    Это зайцы

      3.

    imageimage

    Назови ласково

    Зайчик — заинька — зайчишка

      4.

    image

    Представь, каким огромным станет зверь

    Зайчище

    5.

    imageimage

    Назови детенышей

    Зайчата

    6.

    image

    Назови одного детеныша

    Зайчонок

    7.

    МАМА

    Назови маму

    Зайчиха

    8.

    imageimage

    Назови ласково детеныша

    Зайчоночек

    9.

    image

    Скажи, чей хвост?

    Заячий /хвост зайца/

    10.

    imageimage

    Скажи, чьи лапы?

    Заячьи /лапы зайца/

    11.

    image

    Скажи, чья голова?

    Заячья /голова зайца/

     

    Логопед: - Ребятки, у меня есть волшебный кубик и сейчас мы с вами поиграем. Вы по очереди будете кидать его и выполнять задание, которое выпадет на верхней стороне кубика /Дети знакомы с пиктограммой/

    - Егор, кто это? /на наборное полотно выставляется картинка животного о котором пойдёт речь/

    Егор: - Это лиса.

    Логопед: - Правильно. Бросай кубик. Назови детёнышей лисы.

    Егор: - Лисята

    Логопед: - Молодец. Аналогично игра проводится со всеми детьми.

    1. Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке» /развитие мелкой

    моторики/

    Сидит белка на тележке,           Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

    Продаёт она орешки.                попеременно.

    Лисичке-сестричке,                   Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    Кому в платок,                           Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

    Кому в зобок,

    Кому в лапочку.

     

    1.  Дидактическая игра «У зайчонка день рождения» /Закрепление лексики,

    совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных в дательном и винительном падежах ед. и мн.ч./

    Логопед: - Ребятки, сегодня у Зайчика день рождения, поэтому он пригласил к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил Зайчик /на коврограф прикрепляются разные угощения/. Догадайтесь, каких зверей пригласил Зайчик, и скажите, кому какое угощение он приготовил. /Если дети угадали, на коврограф крепится изображение соответствующего животного./

    Дети: - Другу-зайцу он приготовил морковь и капусту, медведю – мёд и ягоды, белке – орехи и шишки, ежу – грибы и т.д.

     

    1. Дидактическая игра «Найди свой домик» /Закрепление лексики, развитие

    внимания, совершенствование грамматического строя речи – употребление существительных в предложном падеже с предлогом -в- в составе простого предложения/

    Детям раздаются изображения животных на верёвочке, надев изображение, ребёнок должен назвать себя и «найти своё жилище» /ребёнок подходит к картине с изображением норы/

    Никита: - Я волк. Я живу в логове. Вот мой домик. И т.п.

     

    1. Дидактическая игра «Путаница»/Развитие зрительного внимания,

    мышления, грамматического строя речи – согласование слов в предложении, употребление сущ. в предложном падеже с предлогом -в-/

    Логопед: - Ребятки, посмотрите, животные, наверное нас испугались, что мы пришли к ним в лес и от страха перепутали свои домики. Вы должны внимательно рассмотреть и сказать, например: - Это белка, она живёт в норе.

    Логопед показывает на животное.

    Дети: - Это волк. Он живёт в логове.

              - Это медведь. Он живёт в берлоге.

              - Это лиса. Она живёт в норе.

     

    1. Игра «Помоги гномикам» /Развитие фонематического слуха, умения

    дифференцировать звуки – [А] и [У] в начале слова/

    Логопед: - Ребятки, пока мы с вами играли в лесу, за нами наблюдали маленькие гномики. Они видели, какие вы умные, сколько вы всего знаете и умеете и решили обратиться к вам за помощью.

    Прикрепляет на коврограф изображение гномов.

    - Нужно помочь гномикам поделить картинки. Гномику в красном колпачке нужны картинки, названия которых начинаются на звук [А], а гномику в синем колпачке нужны картинки, начинающиеся на звук [У].

    Дети выполняют задание, поочерёдно называя слово и прикрепляя нужную картинку к изображению гномов, называя первый звук в слове.

     

    1. Игра «Тучка и снежинки» /Обучение грамоте – чтение слияний

    гласных с пройденными буквами/

    Логопед: - Молодцы. Помогли гномикам. Посмотрите какой снег пошёл, пока мы играли. Но тучка и снежинки необычные, что вы видите на них?

    Дети: - Буквы.

    Логопед: - Правильно, нужно прочитать, что получилось, соединяя букву на тучке и снежинке. Давайте прочитаем.

    Логопед показывает на буквы, дети хором читают туда и обратно..

               А

        О           И

               У

    1. Работа с разрезными картинками. /Развитие зрительного гнозиса и

    конструктивного праксиса; закрепление лексики – составление предложения о животном, которое получилось/

    Дети садятся за столы и собирают разрезные картинки из четырёх частей.

    Логопед: - Кто составил картинку? Кто у тебя получился?

    Соня: - У меня получилась белка.

    Логопед: - Придумай предложение о белке.

    Соня: - Белка живёт в лесу.

    Логопед: - Хорошо. Алина, кто у тебя получился?

    Алина: - У меня зайчик.

    Логопед: - Придумай предложение о зайце.

    Алина: - Зайчик любит морковку. И.т.д.

    1. Окончание занятия /Оценка работы детей, поощрение/

    Логопед: - Вот мы с вами и побывали в лесу, пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте вспомним, с кем мы встречались в лесу, расскажем стихотворение.

    Дети произносят стихотворение и выполняют действия.

    Побывали мы в лесу.                                Шаги на месте.

    Волка видели, лису,                                  Загибают пальчики на двух руках

    Зайца, белку и медведя –                       поочерёдно, начиная с большого.

    Все они в лесу соседи.                             Сжимают и разжимают кулачки.

    А теперь пришли обратно,                      Шаги на месте.

    Очень было нам приятно.                       Удары кулачками и в ладошки

                                                                            попеременно.

    Логопед: - Ребятки, посмотрите, кто это к нам пришёл?

    Входит ребёнок из подготовительной группы в костюме белочки, здоровается.

    Белочка: - Ребята, мы очень рады, что вы были у нас в гостях. Мы с другими животными приготовили вам подарки. /Раздаёт каждому ребёнку корзиночку со сладким орешком/. До свидания. Приходите к нам ещё.

    Логопед: - Ребятки вы сегодня все молодцы, старались, внимательно слушали, выполняли все задания. Давайте попрощаемся с гостями и пригласим их ещё раз к нам в гости.

    Дети: - До свидания. Приходите к нам ещё в гости. /Уходят/

     

     

     

     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

    Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

     Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

    Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

    Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...

    Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

    Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

    Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее...