Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Евгения Александровна,

   Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть целостного познания предметного мира. Исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте восприятие наиболее активно. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста активно познает мир, в этот период ребенок осваивает новые виды деятельности, что также обуславливает активность восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx23.01 КБ
Файл domashnee_zadanie_po_teme_igrushki.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на  тему: «КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ  ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Выполнила: учитель – дефектолог

                          Смирнова Е.А.

   Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть целостного познания предметного мира. Исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте восприятие наиболее активно. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста активно познает мир, в этот период ребенок осваивает новые виды деятельности, что также обуславливает активность восприятия.

   При задержке психического развития у детей страдают, наравне с прочими, и  ощущения и восприятие. Характер нарушений восприятия зависит от многих факторов, среди которых можно выделить характер дефекта, его тяжесть, время возникновения дефекта. Нарушение  процесса восприятия приводят к тому, что ребенок не может познавать окружающий мир достаточно полноценно, что чрезвычайно важно для дошкольника.

Неравномерность развития высших психических функций, свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР).  При  ЗПР  нарушена  интегративная  деятельность  коры  головного  мозга, больших полушарий.  Следовательно,  нарушена  координированная  работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы,  что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.   Исследования  психологов показывают, что наряду с эмоционально-волевой  и личностной незрелостью у таких детей отмечается и несформированность отдельных ВПФ, в частности восприятия и особенно его высших форм (Власова, Манелис).    

   Л.И. Переслени указывает, что для детей с задержкой психического развития характерны, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Автор отмечает, что это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка: при  задержке психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Опираясь на исследования X.Спионек, Л.И. Переслени пишет, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

   З.А. Меликян в своем исследовании зрительных функций восприятия у детей с задержкой психического развития указывает на то, что наряду с замедлением темпов переработки зрительной информации, у детей с задержкой психического развития отмечается незрелость и примитивность поздних этапов переработки информации.

Так, недостаточная перцептивная активность и вычленение лишь небольшого количества признаков в ходе зрительного восприятия обусловливают зрительно-гностические трудности и бедность зрительных предметных образов [26].

    Исследования С.К. Сиволапова указывают на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. Кроме того, дети с ЗПР затрудняются  в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Например, если нормально развивающемуся ребенку показать на экране три произвольно расположенные точки, он сразу же непроизвольно воспримет их как вершины воображаемого треугольника. При задержке психического развития формирование подобного единого образа требует большего времени. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире. Все это свидетельствует о нарушении целостности восприятия [12].

   Существенным недостатком восприятия  этих детей Л.И. Переслени называет значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии).

   У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия (А. Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:

  • ограниченном объеме анализа;
  • преобладании анализа над синтезом;
  • смешении существенных и несущественных признаков;
  • преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;
  • редком использовании обобщенных терминов, понятий.

   У детей с ЗПР отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия они ни использовали (зрительный, тактильный или слуховой). Поисковые действия характеризуются хаотичностью, импульсивностью. При выполнении заданий на анализ объектов дети дают результат, отличающийся меньшей полнотой и недостаточной точностью, опущением мелких деталей, односторонностью.

Исследования указывают на искажение восприятия пространства у дошкольников с ЗПР. Так, З.М.Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей с ЗПР, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения.

Особенности восприятия:

  • Недостаточная полнота и точность восприятия связана с  нарушением  внимания,
  • механизмов произвольности.
  • Недостаточная целенаправленность и организованность внимания, замедленность  восприятия  и переработки   информации   для   полноценного восприятия - ребенку с задержкой психического развития     требуется  больше  времени,  чем   нормальному ребенку.
  • Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает  информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
  • Снижение активности  восприятия.  В  процессе  восприятия  нарушена  функция поиска, ребенок   не   пытается   всмотреться,   материал   воспринимается поверхностно.

   Таким образом, процесс восприятия и отдельные его компоненты у дошкольников с задержкой психического развития имеют существенные отличия от нормально развивающихся сверстников. Задача  взрослого  заключается  в  том,  чтобы  помогать  ребенку с задержкой психического развития    упорядочить   процессы   восприятия   и   учить    воспроизводить    предмет целенаправленно.

Заключение

Исследование было посвящено изучению процесса восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В первой главе представлен анализ литературы по проблеме исследования, который показал что значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, т.к. оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать закономерные связи предметов и явлений. Если по каким – то причинам восприятие у ребенка не развито, то и связанные с ним процессы будут отставать в своем развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При  серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. Восприятие детей с задержкой психического развития  обусловлены нарушением функции поиска; если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки слухового восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития  с запозданием и долго оказывается неполноценным.  Без сомнения дети с задержкой психического развития, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

   Во второй главе описана процедура организации исследования, которое проходило на базе дошкольного учреждения компенсирующего вида ГДОУ  детский сад 39 Кировского  района г. Санкт-Петрбурга. В нем участвовали дошкольники коррекционной подготовительной группы в количестве 10 человек и 10 детей массовой подготовительной группы.

 Средний возраст детей, участвующих в  эксперименте,  6,4 лет. Все дошкольники посещают данное учреждение с 3-4 лет.  Дети имеют диагноз «Задержка психического развития». В ходе эксперимента были использованы  семь  методик на определение уровня развития  восприятия. Выбор  этих методов обусловлен тем, что они соответствуют возрастному критерию дошкольников исследуемых групп, а также позволили выявить особенности различных аспектов исследуемого объекта. Методика оценки осуществлялась путем количественной оценки уровня развития восприятия у детей с задержкой психического развития и  детей массовой группы, и сравнении   уровня развития восприятия   детей с задержкой психического развития и детей массовой группы.  Затем  на основании полученных данных были составлены сводные таблицы:

-сводная таблица 1 сформированности восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития;

- сводная таблица 2 сформированности восприятия  старших дошкольников массовой группы;

На основании сводных таблиц был сделан вывод, что зрительное и тактильное восприятие у детей с задержкой психического развития развито близко к среднему уровню сформированности, а слуховое восприятие имеет низкие показатели. Восприятие детей массовой группы развито на достаточно хорошем уровне (шесть детей имеют высокий уровень, четверо детей - средний уровень). У детей данной выборки лучше развито зрительное восприятие, хуже - слуховое и пространственное восприятие.

   Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило выяснить, что у большинства дошкольников с задержкой психического развития  наблюдается средний уровень зрительного восприятия. Уровень слухового восприятия достаточно низок в группе дошкольников с задержкой психического развития, что можно объяснить недостаточным развитием внимания детей к слуховым стимулам.

 Изучение предметности, константности, целостности  восприятия показало, что у детей с задержкой психического развития наблюдается уровень сформированности данных показателей ниже среднего.  Следовательно, в целом процесс восприятия и его свойства сформированы на уровне ниже среднего у дошкольников с задержкой психического развития. Данный вывод подтверждает гипотезу исследования. В исследовании выявлен низкий уровень развития слухового восприятия. Следовательно, дети с задержкой психического развития нуждаются в коррекционной помощи. Поэтому был подобран ряд коррекционных заданий и упражнений по развитию слухового восприятия.  

      Третья глава посвящена описанию коррекционной работы, которая  направлена на развитие  слухового восприятия, активизацию  психических процессов. Такая работа  в условиях дошкольного учреждения происходит в процессе всех видов деятельности.

   В таблице 1 представлен алгоритм по развитию слухового восприятия.

Так как ведущим видом деятельности  дошкольника   является игра, то был выделены следующие разделы коррекционной работы:

 -развитие слухового восприятия в процессе дидактических игр.

Дети с задержкой психического развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Основной формой воздействия, направленного на активизацию  познавательной деятельности  ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия.

Развитие слухового восприятия у детей  с задержкой психического развития происходит в процессе работы дефектолога и воспитателей, а также родителями в домашних условиях. В приложении предлагается  консультация для родителей «Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников».

     Результаты корреционной работы представлены в разделе «Оценка эффективности коррекционной работы  по развитию слухового восприятия»

По данным контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что  у детей экспериментальной группы уровень слухового восприятия немного повысился. Общую динамику развития слухового восприятия показывают диаграммы 1 и 2. Следовательно, проведенная работа была эффективна и помогла достичь детям определенных положительных результатов. Для достижения более высоких результатов необходима более длительная система работы.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание по теме: «Игрушки»

1.  Рассмотреть с ребенком несколько игрушек.

2. Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

3. Попросить ребенка рассказать, как можно играть с каждой из них: Это грузовик. Он красного цвета. Его можно катать, в нем можно возить песок, камни, другие игрушки. Это мяч. Он круглой формы, зеленого цвета. Его можно бросать, катать, им можно играть в футбол» и т. п.

4. Провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

5. В качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

6. Выучить стихотворение:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

7. Выполнить задание на рабочем листе

Домашнее задание по теме: «Игрушки»

1.  Рассмотреть с ребенком несколько игрушек.

2. Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

3. Попросить ребенка рассказать, как можно играть с каждой из них: Это грузовик. Он красного цвета. Его можно катать, в нем можно возить песок, камни, другие игрушки. Это мяч. Он круглой формы, зеленого цвета. Его можно бросать, катать, им можно играть в футбол» и т. п.

4. Провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;

5. В качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают игрушки.

    6. Выучить стихотворение:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

7. Выполнить задание на рабочем листе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

Консультация для родителей: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Здесь представлены рекомендации родителям по формированию лексико-грамматических категорий у ребёнка старшего дошкольного возраста , а также игровые упражнения....

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...