Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
презентация по логопедии

Кобзарь Наталия Юрьевна

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка  с реальными предметами можно облегчить за счет использования приема «Обобщенная схема». Благодаря данному приему развивается знаковая функция сознания, посредством которой у детей усваиваются  связи и отношения реальных предметов и явлений, формируется способность оперировать наглядными моделями, они начинают понимать, что  действия со схемами надо соотносить с оригиналами и ориентироваться  на существенные признаки понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_gram._stroya_rechi.ppsx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёма «обобщённая схема» в работе по развитию лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР материал подготовила Н. Ю. Кобзарь учитель – логопед МДОУ д /с № 49, комбинированного вида г. Североморск

Слайд 2

Актуальность Дошкольное детство – это период образных форм осознания. Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Исследованиями Н.Венгера , А. Запорожца установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, пространственному моделированию, использованию символов и знаков. При этом действия детей осуществляются в определенной последовательности: с реальными предметами; без опоры на реальные объекты (на уровне представлений). Действия ребенка с реальными предметами можно облегчить за счет использования приема «Обобщенная схема». Благодаря данному приему развивается знаковая функция сознания, посредством которой у детей усваиваются связи и отношения реальных предметов и явлений, формируется способность оперировать наглядными моделями, они начинают понимать, что действия со схемами надо соотносить с оригиналами и ориентироваться на существенные признаки понятий.

Слайд 3

Задачи работы по развитию лексико – грамматического строя речи на основе использования приема «обобщенная схема» 1. Развивать у детей с ОНР операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, воображения. 2. Рассматривать прием «обобщенная схема», как условие формирования системы действий и операций с грамматическими элементами языка, а так же обучения детей с ОНР умению употреблять и дифференцировать в речи связи между словами (род, число, падеж, время, наклонение и т. д.). 3. Развивать у детей с ОНР чувство языка.

Слайд 4

Этапы работы I этап – работа над словом Цель: научить детей подбирать к «обобщенной схеме » конкретные понятия, объединенные категориями – род или число, время или лицо и т. д. II этап – работа над словосочетанием Цель: научить детей устанавливать элементарные закономерности связи слов в различных словосочетаниях. III этап – работа над предложением Цель: научить детей на основе структурных алгоритмов предложений, включающих в себя отработанные модели словосочетаний, строить предложения: правильно подбирать слова и ставить их в грамматически правильной форме.

Слайд 5

он она они оно Этап работы над словом кто? кто это? что? что это? что делает? какой?

Слайд 6

Кто он? Кто она? Кто они? Что (он)? Что (она)? Что (оно)? Что (они)? Соотношение родовых категор ий и одушевлённости - неодушевлённости

Слайд 7

III этап – работа над предложением Составление простых предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам . Мальчик идёт. Ракета летит . Полотенце висит.

Слайд 8

Наступила зима . Мальчик несёт коньки. Составление и заучивание 2 – 3 простых предложений по сюжетной картинке

Слайд 9

Составление распространённых предложений Девочка пьёт морковный сок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."

Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье даются понятия о том, что такое лексика,грамматика, лексическое значение слова, грамматическое значение слова.Раскрываются этапы формирования лексики и грамматики у детей.Говорится о взаимосв...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...