Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».
материал (подготовительная группа)

Прокофьева Анна Викторовна

В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_0.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».

Деловая игра

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития речевой функции. Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё. Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.

Пути формирования грамматической стороны речи у детей:

1.Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.

2.Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.

3.Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

4.Исправление грамматических ошибок.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат / более 4000 слов/.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

Игры  необходимо регулярно проводить родителям, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет) ;

- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

- величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий) ;

- форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

- цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой) ;

- вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

- запах – приятный, неприятный, цветочный;

- температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

- материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

- принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

- другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

Сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Веселый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

4. Игра с мячом «Какая посуда»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан),

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка, столовая, чайная, кухонная).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе? »

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат) .

6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.

Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост? »

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост? », а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

9. Игра «Где мяч? »

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

11.Игра «Расставим ударения»

газопровóд

гравирóванный

диспансéр

договóр,

донéльзя

завсегдáтай

облегчúть [не облéгчить]

ободрúть [не обóдрить]

подросткóвый

принýдить

11.Игра «Форма родительного падежа множественного числа».

Валенок-валенок
чулки -чулок
сапоги-сапог
ботинки-ботинок
яблоки-яблок
дела-дел
места-мест
пятно-пятен
блюдца-блюдец

                               полотенце  - полотенец
                             помидор-      помидоров
                            килограмм килограммов
                        мандарин-       мандаринов
                               апельсин- апельсинов
                          шалаш-        шалашей
                               фонарь-    фонарей
                                   носок-носков

Сегодня вы можете ознакомиться с тем методическим и игровым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи, который есть в группе.  Хочется вам подарить памятки, которые помогут организовать упражнения, помогающие ребенку овладетьграмматически правильной речью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....

Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....