Главные вкладки

    Родительское собрание «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».
    материал (подготовительная группа)

    Прокофьева Анна Викторовна

    В данном материале даны практические рекомендации по формированию граммотического строя речи старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_0.docx22.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Формирование грамматического строя речи старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим».

    Деловая игра

    Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

    Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития речевой функции. Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё. Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.

    Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Она изучает свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.

    Пути формирования грамматической стороны речи у детей:

    1.Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых.

    2.Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.

    3.Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.

    4.Исправление грамматических ошибок.

    Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе.

    К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат / более 4000 слов/.

    Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

    Игры  необходимо регулярно проводить родителям, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок); слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).

    Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

    - бытовые глаголы (одевается, умывается, играет) ;

    - глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

    - глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

    - глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

    - глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

    - глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

    Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

    - величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий) ;

    - форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

    - цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой) ;

    - вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

    - запах – приятный, неприятный, цветочный;

    - температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

    - материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

    - принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

    - другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

    Сейчас мы с вами поиграем.

    1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

    Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

    Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

    Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

    2. Игра с мячом «Скажи ласково»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

    Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

    Например: шар – шарик, ключ-ключик.

    3. Игра с мячом «Веселый счет»

    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

    Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

    Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

    4. Игра с мячом «Какая посуда»

    Цель: образование относительных прилагательных.

    Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

    Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан),

    чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка, столовая, чайная, кухонная).

    5. Игра с мячом «Что происходит в природе? »

    Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

    Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

    Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат) .

    6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

    Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

    Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением.

    Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

    7. Игра «Чей хвост? »

    Цель: образование притяжательных прилагательных.

    Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост? », а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

    Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

    9. Игра «Где мяч? »

    Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

    Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

    11.Игра «Расставим ударения»

    газопровóд

    гравирóванный

    диспансéр

    договóр,

    донéльзя

    завсегдáтай

    облегчúть [не облéгчить]

    ободрúть [не обóдрить]

    подросткóвый

    принýдить

    11.Игра «Форма родительного падежа множественного числа».

    Валенок-валенок
    чулки -чулок
    сапоги-сапог
    ботинки-ботинок
    яблоки-яблок
    дела-дел
    места-мест
    пятно-пятен
    блюдца-блюдец

                                   полотенце  - полотенец
                                 помидор-      помидоров
                                килограмм килограммов
                            мандарин-       мандаринов
                                   апельсин- апельсинов
                              шалаш-        шалашей
                                   фонарь-    фонарей
                                       носок-носков

    Сегодня вы можете ознакомиться с тем методическим и игровым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи, который есть в группе.  Хочется вам подарить памятки, которые помогут организовать упражнения, помогающие ребенку овладетьграмматически правильной речью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

    Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

    Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

    ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

    Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

    Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

    Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

    Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....