Родительское собрание на тему:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой" (для родителей младшей группы)
материал (младшая, средняя группа) на тему

Корниенко Наталья Александровна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sobranie_24.10.2018.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой (для родителей младшей группы)

Составила: Корниенко Наталья Александровна

Оформлена выставка для родителей: Программа «Истоки», О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», методическая литература по теме родительское собрания, наборы картин «Наша Таня», детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников, иллюстрации о природе.

В группе стоят столы, накрытые для чая. Звучит спокойная, лирическая музыка. Пришедшим родителям предлагается проходить в группу, посмотреть выставку и садиться за стол.

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо что нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей-это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. Способностей общаться.

Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Все психическое развитие ребенка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический склад детей отсутствие речи или ее патология.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

 Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3.Речь взрослого — образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По выказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучению родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (предложить высказаться родителям).

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучению рассказыванию-связная речь.

Ребенок к четырем годам.

- Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.

- У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

- У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.

- В речи появляются сложные формы предложений.

- Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

В речи детей отмечаются и другие особенности.

- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки, а некоторые пропускают.

- Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.

- Требует совершенствования интонационная сторона речи.

- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.

- Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, и падеже.

- При построении простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложений.

- Существует проблема новых словообразований.

Стремление к созданию новых слов появляются в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вот Вы прослушали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывание родителей)

Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогом группы).

1. Скажите,пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?

 Да, вопросы типа кто? Что? Какой? Характерны для детей 3-4 лет. В них выражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание. Поэтому часто, не дослушав ответ, ребенок убегает.

 Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового.

Причем вопросы взрослого должны побуждать ребенка к полным ответам.

2. А когда дошкольник не задает взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чем причина?

- Отсутствие необходимых знаний.

- Нет устойчивого интереса.

- Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

3. Если ребенок научился рано говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

- Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Итак, на каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех других занятиях, вне занятий-игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также пообщаться со своим малышом, но вы имеете возможность обогатить его новыми знаниями и представлениями, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания, а не какие либо разумные доводы и соображения побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют себя, как правило несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с малышами, показывая, что мы их любим, что они нам дороги. А в союзники возьмем природу-великого учителя.

Мы понимаем, что Вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время покормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист?, Найди дерево по описанию. И т. д.

Да, мы должны сами видеть окружающий мир и открывать на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: Ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук,. Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете малыша. Может ли ребенок их повторить? (предложить родителям высказаться)

Решение родительского собрания

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки, и разучивать их

2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой и рисованием. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски и т. д

3. Включиться в работу детского сада и посетить вместе с ребенком зоопарк, дельфинарий.

4. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Родительское собрание на тему: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Знакомство родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

Познакомить родителей с основной задачей развития речи детей - выражать своимысли, чувства, впечатления используя речевые средства....

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Ягодка». Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность

Нетрадиционное  родительское собрание. Младший дошкольный  возраст.Тема: Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой  через игровую  де...