Консультация для родителей "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Елена Романовна

У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razv_gram_stroya_rechi.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

по развитию у детей грамматического строя речи.

Тема: Игры на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет.

Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Постепенность и определённая последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребёнка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребёнок до определённого момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

У детей с той или иной речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического строя языка характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. У них значительно затруднён механизм словообразования и словоизменения.

Предлагаем игровые упражнения, способствующие развитию лексико- грамматической стороны речи у детей 5-7 лет.

  • Игра «Скажи ласково».

Учим        ребёнка        образовывать        уменьшительно-ласкательные        формы существительных.

Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький. Например: мяч – мячик.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Один и много».

Учим ребёнка образовывать форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок называет существительное во множественном числе именительного падежа.

Например: стакан – стаканы.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Жадина».

Учим        ребёнка        согласовывать        притяжательные        местоимения        с существительными.

Взрослый        называет        существительное,        а        ребёнок        подбирает        подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».

Например: кукла – моя кукла.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Я вижу».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в винительном падеже.

Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок, говорит, что или кого он видит.

Например: Мяч – Я вижу мяч.

Собака – Я вижу собаку.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Есть – нет».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет. Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Кому что нужно?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в дательном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Кисть нужна … (художнику).

Кость нужна … (собаке).

  • Игра «Чем угостишь?»

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в творительном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение. Например: Зайца угощу … (морковкой).

Собаку угощу … (косточкой). Курицу угощу … (пшеном).

  • Игра «Я думаю».

Учим ребёнка образовывать имена существительные единственного числа в предложном падеже.

Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает. Например: Кукла – Я думаю о кукле.

Самолёт – Я думаю о самолёте.

  • Игра «Один – одна».

Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.

  1. Взрослый        называет        существительное,        а        ребёнок        подбирает        к        этому существительному числительное «один» или «одна».

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: Шапка – одна шапка.

Мяч – один мяч.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  1. Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.

Например: Один – нос, мяч и т.д.

Одна – кукла, кровать и т.д.

  • Игра «Два – две».

Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».

Например: Два самолёта.

Две машины.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Сосчитай от 1 до 5».

Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Предложите ребёнку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш. Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  • Игра «Скажи, какой, какая?»

Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.

Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок). Стакан из стекла - … (стеклянный стакан). Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).

Лист берёзы - … (берёзовый лист).

  • Игра «Вместе делать веселей».

Учим ребёнка изменять глаголы по числам.

Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу. Например: Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они … (лежат).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...