консультация для педагогов "Игры на развитие лексико-грамматического строя речи"
консультация по коррекционной педагогике

Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь воспитателям

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Подготовила воспитатель Бочкарева Н.Г.

  №1.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый -. Старый-.  Кислый-.  Лёгкий-.  Чистый-.  Добрый -Толстый -. Сладкий-.  Тонкий -. Узкий-.  Мягкий-.

  №2.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва-  … Зубы тигра- … Следы зайца- …Копыта лошади -… Усы кошки- …  Шерсть кролика- … Рога лося -…

 №3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много». 

Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.

Огурец - огурцы

Баклажан - ... Редька - ... Помидор - ... Кабачок - ... Редиска - ... Боб - ... Тыква - ... Патиссон - ...

  №4.

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .

  №5.

 Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка. Вася-  Соня-.  Саша-Сашенька.  Даша Ира и т.д.

 

  №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

  №7.

Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик.  Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ...  Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

  №8.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает).  Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).  Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

 №9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).  В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

  №10.

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

  №11.

Проведите игру  «Большой - маленький».

Шапка – шапочка Кофта - ...Юбка-.  Костюм -. Туфли-.  Платье -. Пальто-.  Носки-. И т.д.

 №12.

Проведите игру «Есть - нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста. - У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

  №13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

 №14.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика

  №15.

Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки.  Груша – груши . Слива – сливы. Персик, банан, ананас

Затем проведите игру «Много-один».

Апельсины – апельсин. Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор. Огурец, мандарин,  лимон.

  №16.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …

  №17.

 «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например: Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

№18.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

 №19.

Дай полные ответы на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены? Чем столяр строгает доски?

  №20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Дидактическая игракак средство развитиялексико-грамматического строя речи»      Воспитатель: Попова Т. А....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

Консультация из опыта работы "Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОВЗ посредством использования дидактических игр и упражнений".

      Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его в...