Занятие по Речевому развитию сказка К.Д. Ушинский « Слепая лошадь".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Григорьева Ольга Ивановна

Занятие по Речевому развитию.

 Сказка  К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи:

- формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

-учить детей внимательно слушать литературное произведение;

-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского,  презентация с иллюстрациями к сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slepaya_loshad.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по Речевому развитию.

К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.

Задачи:

- формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

-учить детей внимательно слушать литературное произведение;

-формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

-развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

-развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

-воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

-выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

Материалы и оборудование: портрет К. Д. Ушинского,  презентация с иллюстрациями к сказке.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Оборудование.

Портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, карандаши, сердечки из цветной бумаги с пословицей « Нет друга - ищи, а нашел -  береги».

Методы.

Наглядные, словесные, практические.

Приёмы.

Показ, загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Ход НОД.

  1. Организационный момент.

          Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

  1. Мотивационный период:

Ребята, отгадайте загадку :

« Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нет лап, нет и  рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет. (книга).

- А где живут книги? ( в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

- А у нас в группе есть библиотека? (подходим к библиотеке)

- Послушайте загадку.

Белые  листы  у них,

Много чёрных букв.

Для людей они важны,

Знать ребята их должны.

Если буквы  будешь знать,

Сможешь это прочитать.

И услышать в тот же час,

увлекательный рассказ.

Ты  узнаешь сколько лет

Солнце нам дает свой свет.

Почему весной – цветы,

А зимой поля пусты.

Край родной узнаешь свой.

Мирный, сильный и большой.

Это – друг хороший нам,

Прочитай – узнаешь сам!

- Так что же это? (Книги)

- А где живут книги? ( в библиотеке, в книжном магазине, на полке.)

- А у нас в группе есть библиотека? (подходим к библиотеке)

  1. Выставка книг К. Ушинского.

- Вот и на нашей вставке, которую в сами составили, пройдемте к ней, много разных книг, произведений. А что объединяет все эти книги?

 - Все эти книги о братьях наших меньших.

  1. Рассказ о К.Д. Ушинском.

Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский. Отец  у него был офицер, мама  - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.

После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, сказки, загадки.

- Ребята, какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

- Молодцы. Какая большая и интересная выставка, как много интересных книг. А я хочу пополнить нашу выставку еще одной книгой. О ком в ней пойдет речь, догадайтесь:

Чей там хвост и чья там грива,

Словно по ветру летят?

Под копытами игриво

Искры  яркие блестят…

Проскакал и тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это! Вот загадка…

Это – резвая …(Лошадка).

- Дети, а лошадка какое животное? (Домашнее).

Дидактическая игра «Чье это?»

(Образование притяжательных прилагательных)

- А это голова (чья?) – лошадиная голова

морда (чья?) – лошадиная морда

            уши (чьи ?) -  лошадиные уши

            глаза (чьи?) – лошадиные глаза

туловище (чье?) – лошадиное туловище

хвост ( чей?) – лошадиный хвост

 ноги (чьи?) – лошадиные ноги

- Молодцы.

  1. Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь».

- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь».

( Чтение сказки).

  1. Словарная работа.

- Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

- А какие?

Хворать – болеть.

Князь – правитель города.

Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

Три меры  – мера – старинная русская единица емкости для сыпучих тел.

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

- Теперь вам все слова понятны?

(Ответы детей).

  1. физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждет.

Бьет коптом у ворот,

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу –

Не поеду, полечу!

Там за дальнею рекою

Помашу тебе рукою.

  1. Повторное чтение сказки К.Ушинского « Слепая лощадь».

- Вот как много новых слов мы  узнали.

- А сейчас я вам предлагаю послушать еще раз сказку К. Ушинского « Слепая лошадь».

- Присаживайтесь поудобнее.

  1. Беседа по содержанию.

- О ком эта сказка?

- Кем был для Уседома  Догони – Ветер?

- Что однажды приключилось купцом?

- Кто спас Уседома?

- Что обещал хозяин своему коню?

- Сдержал Уседом свое слово?

- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?

- Как чувствовал себя Догони - Ветер? (одиночество)

- Как вы  понимаете слово «одиночество»?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

- Чем закончилась сказка?

- Чему же научила нас эта сказка?

  1. Пословицы о дружбе, доброте.

- Ребята, кто прочитает, что написано на доске? (На доске слово – ДРУЖБА)

- Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?

«Дружба дороже денег».

«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят».

«Сам погибай, а товарища выручай».

«Друг познается в беде».

11. Пальчиковая гимнастика «Скакала лошадка».

Скакала лошадка

По полю, по полю.

Скакала лошадка

На воле, на воле.

Скакала лошадка,

И ветер летел, за быстрой лошадкой

Угнаться хотел!

Скакала лошадка

Вдоль маленькой речки.

Бежали за нею    (безымянный)

Толпою овечки.

По мостику стала (средний)

Лошадка бежать

За ней лягушата (указательный)

Решили скакать!

Лошадка, лошадка, (большой)

Довольно скакать,

Всем вместе приходит

Пора отдыхать!

  1. Самостоятельная деятельность детей.

- Ребята, у каждого из вас на столе лежат лошадки. Давайте превратим их в сказочно-красивых.

Рефлексия.

- С произведением какого автора мы  сегодня познакомились?

- Как называется сказка?

- Чему учит нас эта сказка?

- Ребята, пока вы  работали, я тоже вспомнила очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!»

- Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д. Ушинский « Слепая лошадь».

Цель: подведение детей к пониманию нравственного смысла произведения.Задачи: формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.учить детей внимат...

Конспект НОД по чтению художественной литературы На тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по чтению художественной литературыНа тему: К. Ушинский «Слепая лошадь» для детей подготовительной группыЦель НОД: Подведение детей к пониманию нравственного смысла произ...

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь»

Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» (Гербова, с ) Цель. Познакомить детей со сказкой К. Ушинского ...

Конспект организованной образовательной деятельности по чтению художественной литературы Тема: К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь» Дети получают посылку, в которой находится книга,  для того...

Конспект НОД «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Конспект НОД  по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение сказки К.Ушинского Слепая лошадь

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».Задачи:1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;2. Развивать умение делать обобщающие выводы, ...

ООД Тема К. Ушинский «Слепая лошадь».

ООД Тема К. Ушинский «Слепая лошадь»....