Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по чтению художественной литературы Тема: К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

     

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

     

    Дети получают посылку, в которой находится книга,  для того , чтобы узнать о ком она,

     дети отгадывают загадку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

    Елена Арбузова

    Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

    Задачи:

    1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе ;

    2. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;

    3. Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

    Планируемые результаты:

    Сформирован интерес к художественной литературе .

    Способен самостоятельно выражать своё отношение к событиям сказки, делать выводы; произошло обогащение словарного запаса ребенка словами: хворать ,князь , единодушно , рогатина , узда ,стреха , роскошно , соболя ,парча , осунувшаяся крыша; легко входит в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, ведет диалог и точно отвечать на вопросы.

    Испытывает потребность в бережном отношении ко всему, что окружает .

    Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):

    - Ноутбук и проектор

    - Посылка

    - Книга

    - Портрет К. Д. Ушинского

    - Презентация с иллюстрациями к сказке

     - Макеты лошадок на каждого ребенка

    - Нитки на каждого ребенка

    - Цветные карандаши на каждого ребенка

    Словарная работа: хворать ,князь , единодушно , рогатина , узда ,стреха , роскошно , соболя ,парча , осунувшаяся крыша.

    Предварительная работа:

    Чтение произведений К. Ушинского.

    -Разучивание игры «Мой друг»                    

     -Разучивание физ.минутки «Цок, цок, цок»

    -Разучивание игры «Взяли ушки за макушки»

    -Разучивание пальчиковой игры «Скакала лошадка».              

    Методы и приемы реализации содержания занятия:

    - Словесные (беседа, чтение сказки, поощрение, рассказ воспитателя)

    - Наглядные(посылка, книга, портрет К.Д.Ушинского, использование  презентации)                                                                                                                              -Практические (игра «Мой друг», физ.минутка «Цок, цок, цок»

    , игра «Взяли ушки за макушки», пальчиковая игра «Скакала лошадка»,украшение лошадок ).    

    Ход занятия:

    I - Вводная часть:

    Введение в тему (создание проблемной ситуации): Дети получают посылку, в которой находится книга,  

    для того , чтобы узнать о ком она, дети отгадывают загадку.

    Мотивация деятельности детей:

    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг

     Я твой друг, и ты мои друг.

    Крепко за руки возьмёмся

     И друг другу улыбнёмся.

     Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. 

      Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности

    или принимают цель педагога)  :                          

    Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам в группу посылку, хотели бы вы посмотреть,

    что там?

    Дети: Да.

    Открывают посылку, а в ней письмо и книга.

    Воспитатель читает письмо:

    «Здравствуйте ребята, пишут вам воспитанники детского сада «Солнышко».

    Недавно нам воспитатель прочитал интересную книгу. Нам захотелось, чтобы как можно больше

    детей о ней узнали, поэтому мы решили послать ее вам. Эта книга откроет вам секреты

    правильных отношений между человеком и природой, между людьми. А о ком  в нёй пойдёт

     речь вы узнаете , если отгадаете нашу  загадку:

    Чей там хвост и чья там грива,

    Словно по ветру летят?

    Под копытами игриво

    Искры  яркие блестят…

    Проскакал и тут же скрылся!

    Как сквозь землю провалился!

    Кто же это! Вот загадка…

    Это – резвая …

    Дети: Лошадка.

    Воспитатель : Молодцы, правильно! Ребята, а вы хотели бы узнать секреты правильных

    отношений между человеком и природой и между людьми.

    Дети : Да

    II - Основная часть:

    Актуализация ранее приобретенных знаний.

    Добывание (сообщение и приятие) нового знания:

    Воспитатель: Сегодня мы с вами  познакомимся с писателем   К. Д. Ушинским. 

    Показ портрета К.Д.Ушинского.

    Много лет тому назад в городе Тула, что недалеко от Москвы, родился Константин Дмитриевич Ушинский.

    Отец у него был офицер, мама - домохозяйка, занималась воспитанием детей. С детства Костя

    был очень любознательным и прилежным мальчиком. Учился он на хорошо и отлично.

    После школы он поступил в Московский университет и стал учителем. Константин Дмитриевич работал

    учителем в Ярославле, Петербурге, и даже за границей. У него была мечта: научить маленьких детей

     читать и писать так,

    чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять сказки, загадки, игры.

     Константин Дмитриевич стал сочинять

    интересные рассказы для детей, игры, загадки.

    Физкультминутка:

    Цок-цок-цок (поочередно топают ногами)

    Цок-цок-цок, я лошадка – серый бок.

    Я копытом постучу (ходьба на месте)

    Если хочешь, прокачу (легкий бег)

    Посмотри, как я красива (руки на пояс, повороты туловища)

    Хороши и хвост и грива (туловище влево, вправо)

    Цок - цок – цок (кружатся на месте)

    Цок - цок – цок (руки полусогнуты в локтях перед собой).

    Дети садятся на стульчики .

    А сейчас я вам предлагаю послушать сказку К.Д. Ушинского « Слепая лошадь» ,

    которая откроет нам секреты правильных отношений между человеком и природой,

    между людьми, но чтобы их узнать нужно внимательно слушать сказку.

    Игра «Взяли ушки за макушки»:

    Взяли ушки за макушки

    Потянули… Пощипали…                                

     Вниз до мочек добежали.         

     Мочки надо пощипать:        

     Пальцами скорей размять…       

     Вверх по ушкам проведём  

     И к макушкам вновь придём. 

    Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к ней.

    . Воспитатель:  Ребята, а повстречались вам какие-нибудь незнакомые слова в этом произведении?

    Хворать – болеть.

    Князь – правитель города.

    Единодушно – полное согласие во мнениях и действиях.

    Рогатина – большая палка с развилиной на конце.

    Узда – часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряженного животного.

    Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, обычно соломенная.

    Роскошно - отличающийся роскошью, богатством.

    Соболя – мех хищного зверька (соболь).

    Парча - плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

    Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

    Воспитатель: Вот сколько новых слов мы сегодня с вами узнали.

    Воспитатель:

    О ком эта сказка?

    Дети: Про слепую лошадь.

    Воспитатель: Кем был для Уседома  Догони-Ветер?

    Дети: Любимой лошадью.

    Воспитатель: Что однажды приключилось с купцом?

    Дети: На него напали разбойники.

    Воспитатель: Кто спас Уседома?

    Дети: Лошадь.

    Воспитатель: Что обещал хозяин своему коню?

    Дети: Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его,

     как бы он не состарился и ежедневно, до самой смерти отпускать коню по  три меры лучшего овса. Воспитатель: Сдержал Уседом своё слово? Почему? 

    Как получилось, что  Догони - Ветер остался слепой? Дети: Уседом не сдержал слово, 

    потому что он купил молодую лошадь, 

    а этот  стал обузой.

    Воспитатель: Что велел сделать Уседом со слепой лошадью?

     Дети: Прогнать его.

    Воспитатель: Как чувствовал себя Догони -Ветер?

    Дети: Одиноким

    Как вы понимаете слово «одиночество»?

    Дети: Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.

    Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить

    Догони - Ветра до самой его смерти?

    Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.

    Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был

    следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать

    так, как поступил купец.

    Воспитатель: Справедливо ли поступило вече, предписав жадному, непорядочному купцу кормить

    Догони - Ветра до самой его смерти?

    Дети: Да, народ правильно поступил с купцом.

    Воспитатель: «Народ не только вынес приговор, но еще и прислал человека, который должен был

    следить за его исполнением. А сам приговор был на камне вырезан, чтобы никто не смел поступать так,

    как поступил купец.

    Воспитатель: Что вы можете сказать о поступке купца?

    Дети : Он поступил плохо.

    Игра с мячом : «Добро-это?»

    Дети встают в круг ,воспитатель кидает мяч детям по очереди и спрашивает: что такое добро?

    Воспитатель: А в чем добро можно увидеть?

    Дети: В поступках, действиях, чувствах.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым?

    Дети: Не легко .

    Воспитатель: На улице много брошенных людьми животных – кошек и собак. Как нужно поступать с домашним животным, которое уже состарилось и не 

     может больше помогать человеку?

    Ответы детей.

    Воспитатель:Вам их жалко? О чем бы вы попросили человека, который бросил животное,

     если бы встретили его? 

    Ответы детей.

    Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания:

    Ребята, у каждого из вас на столе лежат лошадки. Давайте превратим их с помощью ниток в  

    сказочно-красивых с пышной гривой.  А в свободное время сделаем для наших лошадок загон ,

    в котором  всегда будет достойный

     корм для всех лошадей.

    Пальчиковая гимнастика:

    Скакала лошадка

    По полю, по полю.

    Скакала лошадка

    На воле, на воле.

    Скакала лошадка,

    И ветер летел, за быстрой лошадкой

    Угнаться хотел!

    Скакала лошадка

    Вдоль маленькой речки.

    Бежали за нею    (безымянный)

    Толпою овечки.

    По мостику стала (средний)

    Лошадка бежать

    За ней лягушата (указательный)

    Решили скакать!

    Лошадка, лошадка, (большой)

    Довольно скакать,

    Всем вместе приходит

    Пора отдыхать!

    Дети украшают лошадок.

    III - Заключительная часть

    Анализ и самоанализ деятельности детей:

    Воспитатель: С произведением какого автора мы  сегодня познакомились?

    Дети: К.Д.Ушинского

    Воспитатель: Как называется сказка?

    Дети: Слепая лошадь

    Воспитатель: Чему нас научила нас эта сказка?

    Дети:  Эта сказка учит нас тому, что за добро надо платить добром, а ведь добро, доброта начинаются

     с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим».

    Воспитатель: Какие секреты правильных отношений между человеком и природой, между людьми мы

     сегодня узнали?

    Дети: Чтобы быть добрым, надо уметь любить людей знакомых и незнакомых. Делать добро людям и не ждать за это благодарности.Думать не только о себе, но и о других.Уметь прощать людей. Уметь радоваться успехам других людей. Не оставаться равнодушным, если комуто плохо, прийти на помощь.

    Не бросать домашних животных, которые состарились, ухаживать за ними.

    Воспитатель: Ребята вам понравилась книга?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Я вам предлагаю эту книгу также отправить ребятам другой группы, чтобы и они с ней

    познакомились и тоже узнали секреты правильных отношений между человеком и природой,

    между людьми. А еще я знаю очень хорошую пословицу:

     «Друга ищи, а найдешь, береги!»

    Помните , доброта начинается с любви ко всему живому!

    Дальнейшая разработка темы:

    Составление коллажа «Лошадиная ферма» и отправка посылки

                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

    Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по чтению художественной литературы "Свинка Ненила" (потешка) в первой младшей группе

    Программное содержание: Образовательная задача:  Учить слушать и проговаривать потешку. Расширять представление детей о домашних животных. Речевая задача:  Активизировать речь детей, побу...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе.

    Данный конспект, непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе, был использован для открытого показа студентам Владимирского Педагогического колледж...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»

       Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...

    Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

    Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...

    Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение русской народной сказки: «Жихарка» для детей старшего возраста.

    Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характеры героев. Учить правильно строить ответ на вопрос, отвечать полным...