Картотека игр по конструированию для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Картотека игр по конструированию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_konstruirovanie.docx168.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по конструированию

для детей старшего дошкольного возраста

Отсканировано 10.11.2012 15-09.jpg

Карточка № 1 «Дострой дом»

Дидактическая задача:

Учить передавать симметричное строение дома, ориентируясь на его половину, замечать различия в деталях.

Материал: 

Карточки с изображением половинок домов разной архитектуры и цвета, стенные блоки с окнами или дверьми разной формы и величины, и половинки крыш. Карточки с контурным изображением целых домов и свободные карточки такой же величины, разделенные линией пополам.

Описание игры: 

Ведущий распределяет играющих на две команды и предлагает сесть за стол напротив друг друга. На общий поднос кладет стенные блоки для всех домов и половинки крыш. Каждому ребенку дают картинку с изображением одной половины дома, а другая изображена контурно (все дома разной архитектуры). Нужно самостоятельно собрать вторую половину дома. Затем поменяться "местами" друг с другом, и закончить "строительство" дома своего партера, так чтобы дом получился симметричным.

Карточка № 2 «Есть у тебя или нет?»

Дидактическая задача:

Учить детей узнавать знакомые по форме предметы наощупь.

Материал: 

Две муфточки; два набора предметов простой формы (шарик, яблоко, груша, яйцо, лимон, пирамидка, кубик, кирпичик и др.); коробка.

Описание игры:

 Первый играющий не называет деталь, а описывает ее. Например: «У меня деталь, в которой две стороны – треугольники, а три стороны – прямоугольники». Второй играющий называет деталь и ищет ее в своей муфточке. После этого оба игрока достают детали и проверяют правильность решения задачи.

Карточка № 3 «Обводилки»

Дидактическая задача:

Знакомить детей с возможностью геометрических фигур «превращаться» в различные предметы.

Развитие воображения. Развития словаря.

Подготовка руки к письму.

Материал: Геометрические фигуры. Цветные карандаши.

Описание игры:

Воспитатель рассказывает детям какую-нибудь историю или сказку (тема выбирается педагогом). Затем детям дается геометрическая фигура (или несколько), предлагается обвести ее и дорисовать так, чтобы получился герой истории или предмет.

Примечании: 

Игра может быть использована во всех возрастных группах.

Карточка № 4 «Архитектор»

Дидактическая задача:

Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: 

Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Описание игры:

Вариант 1

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой. Вариант 2

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

Карточка № 5 «Узнай, что изменилось?»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в правильном определении

пространственного расположения предметов: справа, слева,

впереди, сзади, сбоку, около и др. Развивать

наблюдательность, активное запоминание. Закреплять

название геометрических фигур или строительных деталей.

Материал:

Геометрические фигуры или детали деревянного

конструктора; Петрушка; ширма.

Содержание игры:

Дети помогают Петрушке разобраться, где стоят

предметы. За ширмой предметы меняются местами. Называют изменение в расположении предметов только те дети, на кого укажет Петрушка.

Усложнение:

Увеличивается количество деталей; меняется

местами более двух предметов.

Карточка № 6 «Узнай предмет»

Дидактическая игра:

Узнавать схематично изображенный предмет. Строить предмет из деталей строителя; составлять из геометрических фигур.

Материал:

Схематичные изображения различных предметов; геометрические фигуры; строительные детали

Содержание игры:

Вариант 1

Ребенку показать картинку со схематично изображенным предметом. Ребенок называет предмет, говорит из каких геометрических фигур его можно составить и составляет .

Вариант 2

Ребенок узнает схематично изображенный предмет и строит его из деталей строителя, самостоятельно подбирая необходимые детали.

Карточка № 7

«Что такой длины? Ширины? Высоты?»

 Дидактическая задача:

 Учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Материал:

Полоски разной длины.

Содержание игры:

Взрослый загадывает какой – нибудь предмет (например: стол) и делает узкую бумажную полоску, равную его длине. Чтобы отгадать загаданное, ребенку надо будет сравнить длину разных предметов в группе с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту и следующий, измерив его ширину.

Карточка № 8 «Горячо – холодно»

Дидактическая задача:

Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь.

Материал:

Детали конструктора; матрешка.

Содержание игры:

Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую – нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо». Ведущего выбирают считалкой. Количество деталей зависит от возраста и степени подготовленности детей.

Карточка № 9

«Найди постройку по описанию»

Дидактическая задача: 

Учить находить постройку по описанию; развивать наблюдательность; учить описывать постройку, не называя её; воспитывать выдержку.

Материал: 

Готовые постройки (можно использовать объемные схемы); игрушка Буратино.

Содержание игры:

Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривает постройки. При этом воспитатель обращает внимание,  из каких деталей состоит постройка, как они расположены относительно друг друга, какие есть функциональные части, для чего этот предмет нужен.

– Сейчас мы с Буратино загадаем одну из построек, и Буратино вам про нее расскажет. Назовет загаданную постройку тот, на кого укажет Буратино. Буратино описывает постройку – дети угадывают.

Карточка № 10 «Счастливый остров»

Дидактическая задача:

Развитие воображения. Умение работать в команде.

Закрепление названий геометрических фигур.

Материал: 

Разноцветные геометрические фигуры и их части.

Содержание игры:

Педагог определяет тему. Дети совместно создают

постройку. Постройка должна соответствовать характеру

темы.

Карточка № 11 «Отгадай что построено?»

Дидактическая задача:

Развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Карточка № 12 «Разные дома»

Дидактическая задача:

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета. Материал:

Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Содержание игры:

Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им.

Карточка № 13 «Угадай - ка»

Дидактическая задача:

Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера – о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затее более конкретных – о частях предмета, их особенностях и строении.

Материал:

Набор рисунков, изображающих различные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.)

Содержание игры:

Картинки расположены перед детьми. Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких изображенных на картинках. Взрослый задает вопросы, а дети отвечают только «да» или «нет». Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет? – Нет. Это сказочный предмет? – Да. Он служит для передвижения? – Нет. В нем живут? – Да. Он на курьих ножках? – Да. Это изба бабы Яги? – Да».

Карточка № 14 «Построй по модели»

Дидактическая задача:

Учить детей строить конструкции по готовой модели. Материал:

объемные модели, строительный конструктор.

Содержание игры:

Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

Карточка № 15 «Создай схему»

Дидактическая игра:

Развитие логического мышления дошкольников.

Материал:

плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.

Содержание игры:

Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание расчленитъ данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Карточка № 16«Моделирование по схеме»

Дидактическая задача:

Обучение детей моделированию по схеме.

Материал:

карточки с изображением геометрических

фигур и схем сооружений, строительные детали.

Содержание игры:

Детям предлагают две карты: на одной

изображены геометрические фигуры, на другой - схемы

сооружений. Дается задание - отобрать по схеме

необходимые фигуры и приступить к моделированию.

Задание можно усложнить, предложив вместо

геометрических фигур строительные детали.

Карточка № 17 «Ошибки в узоре»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: 

Карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание игры:

На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие симметричность узора. После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур?»

Карточка № 18 «Составь из палочек»

Дидактическая задача:

Упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.  Материал: счетные палочки.

Содержание игры:

Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек. 1 «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек». 2 «Составь два равных треугольника из пяти палочек». …

Карточка № 19 «Найди ошибку»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: 

карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание игры:

Детям предлагают карточку, на ней изображены геометрические фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фигуры, на которой нарисовано тело. Необходимо найти ошибку в изображении.

Карточка № 20«Роботы»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал: карты с изображением роботов.

Содержание игры:

На карте нарисованы роботы, собранные из

строительных деталей. Детям предлагают ответить на

вопросы воспитателя

Карточка № 21 «Меняясь местами»

Дидактическая задача:

Развитие памяти и логического мышления детей.

Материал:

листы бумаги, строительные детали, фломастеры.

Содержание игры:

Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Карточка № 22«Что изменилось»

Дидактическая задача:

Развитие логического мышления детей.

Материал:

строительные детали.

Содержание игры:

Перед ребенком расставляют строительные детали.

Просят запомнить, сколько их и как они стоят.

Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют  новые).

Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Карточка № 23 «Разрежь и сложи»

Дидактическая задача:

Развитие воображения и логического мышления детей. Материал: 

плотная бумага, ножницы.

Содержание игры:

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую геометрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по размеру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поменяться вырезанными фигурками.

Карточка № 24 «Моделирование»

Дидактическая задача: 

Развитие воображения и логического мышления детей. Материал: 

плоскостные геометрические фигуры, листы бумаги, карандаши.

Содержание игры:

Предложите детям моделировать с помощью бумажных геометрических фигур, нарисованные ими или выполненные в технике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр " Лего- конструирование" для детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе  роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....

Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста

Занятия по конструированию являются мощнейшим стимулом развития внимания и памяти дошкольников, фантазии и воображения, логического и абстрактного мышления, творческой активности и дружелюбия....

Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр по конструированию для детей старшего дошкольного возраста

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам....

Картотека игр: «Лего-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста

Использования лего-конструирования в ДОУ – приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщаетс...

Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр: «ЛЕГО-конструирование» для детей старшего дошкольного возраста...