Методические рекомендации: «Использование слайдовой презентации на учебном занятии»
методическая разработка

Бартули Cветлана Сергеевна

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления обучающихся. Грамотное и оптимальное использование в учебном процессе наглядных средств обучения — это одна из главных задач педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                                  «Дом детского творчества имени Зотова Виктора Андреевича»

Методические рекомендации

Использование презентации  на учебном занятии

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJzOHiEZMdGoEjoBfeRpaFZEtFvQnjioi9nNfA=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3

Требования к содержанию и оформлению презентации……………………………… 5

Методические аспекты проведения учебного занятия

с использованием компьютерной презентации………………………………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….11

           

Введение

              Принцип наглядности является основным принципом дидактики. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления обучающихся. Грамотное и оптимальное использование в учебном процессе наглядных средств обучения — это одна из главных задач педагога.

Современные компьютерные технологии предоставляют богатейшие возможности для реализации принципа наглядности на качественно новом уровне.

В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют не только обеспечить образовательный процесс наглядностью, но и развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся.

Электронные презентации являются частью учебно- методического комплекса и существенно расширяют образовательное пространство учебного занятия. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний.

Использование компьютерной презентации на занятии или в ходе практического занятия становится признаком хорошего тона, а при проведении открытых учебных занятий - обязательным атрибутом.

         В настоящих рекомендациях содержатся сведения, призванные нацелить преподавателя на грамотную подготовку и использование презентации на учебном занятии и научить педагогов разрабатывать презентационный материал, т. е. пользоваться программами, предназначенными для разработки презентаций (PowerPoint или OpenOffice.org Impress). 

          Применительно к условиям образовательного процесса электронная презентация является дидактическим средством обучения и, чаще всего, определяется как логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Как наглядное средство нового уровня компьютерные презентации имеют неоспоримые преимущества по сравнению с традиционной наглядностью.

Преимущества мультимедийной презентации состоят в следующем:

  • позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, изменить скорость подачи материала.
  • позволяет уменьшить непроизводительные затраты «живого труда» педагога, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса
  • повышает мотивацию учения;
  • обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможна демонстрация динамичных процессов;

В пакете Microsoft Office для создания презентаций имеется специальная программа – Microsoft PowerPoint.

Требования к содержанию и оформлению презентации

  1. Дизайн. Дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне, требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход, наглядный материал - это информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики и дизайна;
  2. Содержание презентации. При оценке содержания презентации, прежде всего,  учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия. Назначение презентация –– создание цепочки образов, т. е. каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций;
  3. Логика презентации. Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания, не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации. Необходимо помнить, что человек моментально может запомнить немного: не более трех фактов, выводов, определений;
  4. Структура презентации. Для построения структуры следует представить каждую сложную идею как систему более простых идей. Это поможет реализовать основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея.
  • Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, при этом она как не должна становиться главной частью занятия, так и не должна полностью дублировать материал урока;
  • Слайды не надо перегружать ни текстом, ни картинками, слайды, перегруженные текстом, не воспринимаются.

Расположения информации на слайде:

  • предпочтительно горизонтальное расположение материала;
  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • комментарии к картинке должны быть расположены внизу.

Логическая схема построения презентации:

  • первый слайд – это всегда заголовок презентации (можно указать ФИО педагога);
  • второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме;
  • далее слайды, посвященные иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей;
  • последние слайды – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти; задания для закрепления.

Требования к шрифтам:

  • размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов;
  • не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации;
  • для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт или подчеркивание (например, различные варианты Arial или Tahoma);
  • предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается;

Цветовая схема слайдов:

  • Поэтому на одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один - для фона, один-два - для заголовков и один-два - для текста, причем цвета должны сочетаться между собой;
  • Сочетание цветов.  Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала;
  • Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности;
  • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;
  • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор — признаком стиля;

Диаграммы и таблицы:

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и статистических данных.

 текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Следует отметить, что шрифт таблицы может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде;

-      одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта;

-      таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы;

-      с точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде можно разместить не более 3-х круговых диаграмм;

-      тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных;

-      данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы;

-      таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне;

-      при демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала, удобство восприятия текстовой и наглядной информации.  

Рисунки, фотографии.

          Лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, так как иначе внимание слушателей будет рассеиваться. Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия — лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения.

   Однако не стоит злоупотреблять этим. Скорее всего, не все слайды презентации будут предназначены для запоминания. Тогда стоит использовать различное оформление (шрифты, цвета, специальные значки, подписи) слайдов только для просмотра и слайдов для запоминания. Это облегчит восприятие материала, так как слушателям часто трудно понять, что надо делать в данный момент: стоит ли слушать лектора или перерисовывать изображение со слайда.

Методические аспекты проведения учебного занятия

с использованием компьютерной презентации

            Информационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если педагог мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Все определяется личностью педагог и его мотивами, а не видом и количеством техники. Необходимо создание особых условий, чтобы педагог захотел и смог применить (или получить) компьютерные знания для своей педагогической деятельности.

         Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом типе урока, будь то: изучение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль и др. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

          Использование компьютерных презентаций в учебном процессе сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка педагогов не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим занятиям. Основной проблемой в использовании компьютерных программ для педагога является неадекватность программ по отношению к «своей» программе и трудность адаптации к конкретным методикам, занятиям. Педагогу приходится подстраиваться под компьютерную программу, а не наоборот. Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в процесс обучения, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint .

Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации:

  • сообщить информацию;
  • увлечь;
  • научить;
  • создать мотивацию.

Сообщить информацию - это значит дать аудитории ключевую информацию или знания.

Увлечь - значит создать у аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Научить - означает связать знания или информацию с опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.

Создать мотивацию - значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все.

В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации:

  • освоение нового материала;
  • закрепление изученного материала;
  • контроль знаний.

 Помимо познавательно-эмоциональных методов стимулирования и мотивации учащихся презентация позволяет успешно добавлять волевые (рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации сотрудничества). Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
  • Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательный аспект:

-       воспитание научного мировоззрения;

-       воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;

-       воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях  предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации обучения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру  и уровень готовности учащихся к трудовой деятельности в современном обществе;
  • повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видеоклипы, звуковое сопровождение и музыка, графика, созданная на ЭВМ и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, компьютерные презентации – один из приемов, позволяющих сделать учебный материал ярким и убедительным, но использовать данный прием можно далеко не для каждой темы и не на каждом занятии. Плюсы презентаций: урок становится наглядным, информация, воспроизведенная на слайдах, воспринимается быстро и легко, повышается качество обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борисова, Т.Н. Применение в учебном процессе компьютерных и информационных технологий [Текст]/ Т.Н. Борисова, Л.М.Захарцова, А.Н. Кузьмина // Специалист. - 2008.-№ 6. – 40 с.
  2. Брыксина, О.Ф., Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога [Текст] / О.Ф. Брыксина, О.А. Овчинникова. –Самара: СИПКРО, 2004. — 40 с.
  3. Джей, Э. Эффективная презентация [Текст] / Э. Джей, пер. с англ. Т. А. Сиваковой.- Мн.: «Амалфея», 1997. - 208 с.
  4. Зашихина, Н.А. Информационные технологии на уроках математики [Текст]/ Н.А. Зашихина//Специалист. - 2008.-№ 5. – 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

НОД. Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации с использованием слайдовой презентации. «Куда плывут облака».

Интеграция видов деятельности способствует развитию творческих начал детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по составлению Годового плана учебно-воспитательной и административно –хозяйственной работы ДОУ на учебный год

     Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Р...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С древнейших времён известно, что музыкальное искусство обладает огромны...