Статья в журнал образование на Урале "Взаимоотношение детей в этнических группах ДОУ"
статья

Взаимоотношение детей дошкольного возраста

в этнических группах ДОУ.

Перед российским образованием особенно остро встает проблема обучения и воспитания детей из разных этнических групп. Сегодня трудно найти детские сады, в которых не было бы групп со смешанным этническим составом. Различия в традициях воспитания, культуре взаимоотношений, языке, нормах и правилах поведения, которые характеризуют определенную этническую группу, — все это оказывает влияние на характер и способы коммуникации и взаимодействия как самих детей внутри группы, а также с воспитателями и другими взрослыми, так и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Вырастая, ребенок переносит свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnicheskie_gruppy.docx17.74 КБ
PDF icon zhurnal.pdf1.74 МБ
PDF icon soderzhanie.pdf994.42 КБ

Предварительный просмотр:

Стёпина Ирина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ –

детский сад № 469

Взаимоотношение детей дошкольного возраста

в этнических группах ДОУ.

Перед российским образованием особенно остро встает проблема обучения и воспитания детей из разных этнических групп. Сегодня трудно найти детские сады, в которых не было бы групп со смешанным этническим составом. Различия в традициях воспитания, культуре взаимоотношений, языке, нормах и правилах поведения, которые характеризуют определенную этническую группу, — все это оказывает влияние на характер и способы коммуникации и взаимодействия как самих детей внутри группы, а также с воспитателями и другими взрослыми, так и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Вырастая, ребенок переносит свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации.        Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Рассмотрим основные направления образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в группах смешанного этнического состава. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В старшем дошкольном возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательными. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения. Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений. Поэтому необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса. Ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, важно формировать у детей представление о себе и других, как о личности. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей - необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников. Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Воспитывая у детей отношение доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом.

 При организации образовательного процесса педагог должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, важно предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных национальностей. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, во время совместной деятельности. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться друг к другу. Так в игре, важно инициировать смену лидера независимо от национальной принадлежности ребенка. Педагогу необходимо обращать внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника. В процессе формирования дружеских взаимоотношений, показать не только различия между народами, но и сконцентрировать внимание дошкольников на том, что их объединяет. Поэтому целесообразно знакомить детей со сходством и различием в праздновании событий у разных народов. Таким образом, процесс педагогического руководства формирования детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями. Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить  к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Грамотно подобранный методический материал, организованная развивающая среда, совместные игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" Рекомендации родителям по математическому развитию детей в старшей группе".

Данная статья позволит родителям правильно обучать своих детей математике....

ЖУРНАЛ утреннего фильтра (осмотра) детей вторая младшая группа № ____

ЖУРНАЛутреннего фильтра (осмотра) детейвторая младшая группа № ____...

Статья в журнал образование на Урале "Проблемы инклюзивного образования"

ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ        С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций изменения здоровья  населения приобретает д...

Статья на тему: Проведение дня защиты детей в средней группе.

Статья на тему:Проведение дня защиты детей в средней группе.  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24022511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья о развитие двигательных качеств у детей подготовительной возрастной группы в детском саду

Образовательные задачи в подготовительной возрастной группе связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических...

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй младшей группы

Рабочая программа воспитания, образования и развития детей второй младшей группы...