Рекомендации логопеда для родителей "С чего начинать обучение грамоте дошкольников?"
методическая разработка (подготовительная группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

В материале представлены методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по обучению грамоте, варианты речевых игр со свуками, с помощью которых можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребенка думать, искать, рассуждать и пробуждают интерес к познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда для родителей:

«С чего начинать обучение грамоте дошкольников?

            С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

            Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

Варианты игр со звуками.

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].

«Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Сперва звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

«Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найди предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!
«Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности  Д, М, О – дом).  

«Волшебники» (заменяя звук в слове, превращаем одно слово в другое: СОК – ТОК – ТОМ – ДОМ – КОМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – ТУК – ТАК – РАК – МАК…). Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ – САНЯ, ВАНЯ,
ДАНЯ, МАНЯ, ТАНЯ.

 – «Найди слово, которое спряталось в других словах»
1) Составить слово из первых звуков слов: ШАПКА, АВТОБУС, РАК – ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов: КОМАР, ТРАВА, СОК – РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов: КУСТ, КРОТ, КУКЛА – СОК.
Играть можно с картинками или без наглядной основы.

«Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.

«Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных):

НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
ДУДОЧКА,                  УДОЧКА,                         ДУДОЧКА,             ДУДОЧКА

            С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

C чего начинать обучение грамоте?

Консультация для родителей...

С чего начинать обучение грамоте?

варианты игр со звуками...

Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. Знакомить родителей с...

С чего начинать обучение грамоте для ребёнка с ОВЗ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...

Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?»

Данный материал поможет повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения гра...