Семинар - практикум для родителей в старшей группе «С чего начинать обучение грамоте?»
консультация (старшая группа) на тему

Ярош Алла Александровна

 

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

 Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.

. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx289.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей в старшей группе

 «С чего начинать обучение грамоте?»

hello_html_3a4f7aa.png

Цель:

Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.

2. Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.

3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Предварительная работа:

1. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть)

2. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы

Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, картотека «Пальчиковая гимнастика», выставка методической литературы.

Участники консультации - практикума: воспитатель, родители.

План консультации:

1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте.

2. Вводно-организационный этап

3. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление предложений по опорным словам, графическим схемам предложения.

4. Подготовка руки к обучению письму.

5. Заключительный этап. Рефлексия.

Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком до школы, сколько готовность к сложному процессу обучения: умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

-умение работать со схемой слова, предложения.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Максим Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Сейчас, я предлагаю вам поиграть и отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем вспомнить или пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

Таблица 1 Звуки  

Какими бывают звуки?

Звуки бывают - гласные, согласные. Их обозначение фишками

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета. В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают символом синего цвета.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р].

Йотированные звукие: е-[й,э]; ё-[й,о]; ю-[й,у]; я-[й,а] - в детском саду не изучаются, т. к. они имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться в школе.

Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтениюРодители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:

- звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;

- показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Таблица 2

Что такое речь?

- что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

В каждом слове слышим звуки.

Таблица 3

Условные обозначения:

Гласный звук (красный цвет)

Согласный твёрдый глухой звук (синий цвет)

Звонкие согласные

Игра «Определи первый звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается слово «айсберг»«лавка» Назовите предметы, название которого начинается с того же звука, что и слово «айсберг».

- со звука «А» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

- со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

Игра «Определи последний звук в слове»

На доске карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в слове «нос»«малыш».Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком.

- звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

- звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

Игра «Определи позицию звука в слове»

На доске набор картинок со звуком «Р».

У каждого на столе цифры. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую цифру.

Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Игра «Звуковой мячик»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т. е. найдёте пару.

Таблица 4

Звуковой анализ слов

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить.

При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом.

Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак»;

Алгоритм звукового анализа слова из 3-х звуков.

1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук (сом)

2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (сссом).

3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (сооом).

4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (соммм).

5. Назвать все звуки в слове по порядку (с-о-м).

6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «сом» - 3 звука).

- Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: кот; лиса. (у каждого набор условных обозначений).

Таблица 5

Подбери картинку к схеме (определить позицию звука «Ш» в слове).

На доске схемы звукового анализа слов - придумать слово, соответствующее данной схеме (схемы – из 3-4-5 звуков на доске).

Таблица 6

Слоги и слова.

Слоги – это части слова.

Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове.

Таблица 7

Игра «Кому в какой вагон» (деление слов на слоги).

На экране изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны (рак, рыба, волк, барсук, рысь, акула, жук, Буратино, художник, щука).

Таблица 8

  Схема предложения

Предложение.

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов.

Составление предложений по схеме (индивидуально)

На доске– графические схемы предложений их «-3-4-5 слов – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Итог семинара

Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…»«В дальнейшем я буду использовать…»«Здесь я узнала нового…».

Предлагается родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальное условное обозначение «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации»«красный» - «не владею…»

Нашу встречу мне хочется закончить словами:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего

Необходимо запомнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне; 
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.

Желаем успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «С чего начинается Родина»

Знакомство с историей родного города. Беседа о гербе.Изобразительная деятельность. Конкурс рисунков «Мой город», «Моя улица».Оборудование: Географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты презид...

Семинар- практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Тема: «Оздоровительно-развивающие гимнастики»Цель – повысить уровень педагогической грамотности в вопросах укрепления здоровья детей с речевыми нарушениями....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"

Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....

Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.

Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...

Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"

Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодейс...